“Человеческая комедия” Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек”, до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность, чистота по-прежнему противостоят злу, зависти, жестокости, алчности. Если оставить в стороне экономические вопросы и обратиться к нравственным проблемам, то выяснится, что деньги правят нашим миром открыто и цинично. И открыто управляют обществом люди, подобные “папаше” Гобсеку.
Ведь кто такой Гобсек? Человек с темным и по современным
Недаром Гобсек постоянно носит с собой оружие: доведенный до отчаяния клиент способен на все. Гобсек проговаривается стряпчему Дервилю о том, что он – лишь частица грабительского механизма: “Я и мои собратья, связанные со мною общими интересами, в определенные дни недели встречаемся в кафе “Фемида”…
Не правда ли, очень похоже на современную теневую экономику с мафией во главе? Трудно, правда, предположить, что наследники Гобсека обладают той же дотошностью и честностью в делах. Ведь умудренного жизнью бальзаковского героя интересует прежде всего “человеческая комедия”, игра чужих страстей, а нынешние “живоглоты” сколачивают свои первые состояния – им не до психологии. К тому же и во времена Гобсека совершенно нормальным считалось обмануть и обойти конкурента. Деньги всегда имели бесспорную власть над большинством людей.
Теперь об этом говорят вслух с тем же цинизмом, с каким делился своей жизненной философией с Дервилем Гобсек. На что же остается надеяться? Только на то, что в наше время живут и трудятся честные, бескорыстные люди, подобные Дервилю или Фанни Мальво, которые не утратили доброты и чувства собственного достоинства.