Жизнь сельских тружеников испокон века подчинялась земледельческому циклу: пахоте, сеянию, жатве, молотьбе. И именно за такой ежедневной работой мы видим семью Кайдашей. Не сидели они без дела и тогда, когда обрабатывали свои земли – шли работать на господское поле за снопами.
Кроме того, старый Кайдаш был добрым тележником и делал телеги и другой сельскохозяйственный инвентарь. За это его уважали, как любого настоящего мастера.
Но также в повести видим новые реалии пореформенных дней: чтобы заплатить налоги, сыновья Кайдаша нанимались
Тяжело было крестьянам сразу отказаться от “господской” жизни, так как их психология формировалась еще до крепостничества. Но И. С. Нечуй-Левицкий стремится показать не только последствия тяжелых лет невольников. Он хочет воссоздать лучшие традиции поэтической, трудолюбивой мировой нации. Писатель хорошо
Особое внимание автор уделял описанию трудовой жизни женщин. На их плечи ложился большой хозяйственный труд. Молодым женщинам надо было заботиться об одежде, это сейчас мы можем пойти в магазин и купить все, что нам нужно. А им приходилось сучить нити, мотать на мотовило, ткать полотно, отбеливать его, шить рубашки и вышивать их.
Вот каким трудным и длинным был процесс. Именно за такой работой читатель часто видит Марусю Кайдашиху и 11 невесток. Каждой женщине хотелось, чтобы полотно было тончайшим, самым белым, чтобы рубашки были хорошо вышиты. Именно по этому критерию судили в селе хорошая ли она хозяйка. Можно заметить такую характерную деталь: и Омелько, и Маруся, и другие члены семьи всегда ходили в чистых белых рубашках, даже на работе, в будни, не говоря уже о праздниках.
Это свидетельствует о любви к чистоте и опрятности украинских женщин.
Но на этом не заканчивалась работа крестьянок. Каждую неделю они обмазывали печь, разрисовывали ее петушками и цветами; прихорашивали дом, обсаживали все вокруг кустами и деревьями. Потом пекли хлеб, варили обед, еды в будние было не много: борщ и каша, голубцы, лепешки, но они должны были быть вкусными, поэтому все это должна была делать будущая жена, да еще и приданое хорошее принести.
Из повести “Кайдашева семья” можно узнать обычное право украинского народа. Время, когда дети должны вступать в брак, определяли родители. Они же большей частью и советовали, кого избрать в супруги, давали свое согласие, ходили на смотрины.
Потом старшие сыновья отделялись, а младший оставались с родителями и присматривали за ними.
Язык героев переполнен пословицами, которые свидетельствуют о связи произведения с устным народным творчеством. Упоминает И. С. Нечуй-Левицкий в повести и народную песню. Ведь она является извечной мировой традицией, без которой не обходился ни один обычай, не говоря уже о ежедневных песнях, которые звучали вечерами в сельских домах или на улицах.
Большое значение предавали крестьяне верованиям и предрассудкам. Кайдаш постился по пятницам, чтобы не потонуть (хотя на самом деле тонул под влиянием пьянства), баба Палажка каждый год ела пояса в Киевской Лавре, чтобы попасть в рай, Мотря сажала пшеницу для того, “чтобы узнать, “чистое” ли место для их нового дома”. В случае болезни в селе обращались к бабке-знахарке.
Писатель любит свой народ, свою землю, болеет душой за героев произведения. Ему больно за утраченную свободу и попранное чувство национального достоинства.
Именно этим можно объяснить углубленное внимание И. С. Нечуя-Левицкого к пренебрежению традиций и обычаев, духовных порывов. Автор призывает к вере в богатство украинских традиций, украинского менталитета.