Если попытаться определить одним словом богатство идей и образов романа “Мастер и Маргарита”, то можно сказать, что это – роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтожный, второстепенный, становится участником фантастического эксперимента. Может быть, этот самый герой никогда и в глаза не видел Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. Поразительно, что подобные эксперименты проводит именно сатана и никто другой.
Будучи представителем
Первый – невежественный, пусть и претендующий на звание поэта, второй – вполне образованный, так сказать “подкованный”, в научном плане атеист. Загадочный иностранный профессор (“шпион”) предсказывает смерть Берлиоза. Собственно,
Но разве мог кто-нибудь поверить столь неправдоподобному рассказу, тем более в антирелигиозно настроенной Москве? Вполне естественно, что несчастного поэта принимают за сумасшедшего. Да и у читателя поначалу этот герой вызывает желание посмеяться над ним – уж слишком нелепо выглядит оборванная фигура в кальсонах, с украденными иконкой и свечой в руках. Но именно Бездомный, вызывающий жалостливую улыбку у читателя, и проходит испытание Воланда! Поэт – человек немного наивный, доверчивый.
Он беспрекословно поверил Мастеру, когда тот объявил, что незнакомец в парке – сам сатана, поверил и в печальную историю о любви и сожженной рукописи. Разговор с Мастером приводит к некоему прозрению, поэтому Бездомный открыто и прямо может заявить, что стихи его не просто бездарны – чудовищны! Ивана Мастер впоследствии назовет своим учеником, конечно не в литературном плане.
Другие эксперименты Воланда не столь успешны, если рассматривать их с точки зрения общечеловеческой морали. Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том, что люди остались такими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей. И вдобавок ко всему теперь москвичам не дает покоя “квартирный вопрос”.
Вокруг пресловутого вопроса вертится немало человеческих судеб. Огромное количество людей в безудержном стремлении расширить уже имеющуюся или приобрести новую жилплощадь не гнушается ничем: ни прошениями, ни мольбами, ни кляузами, ни доносами. Характерный представитель таких людей – киевский дядюшка умершего Берлиоза. Он поражает своей цепкостью и изворотливостью в желании завладеть квартирой племянника.
Ему, естественно, не удается задуманное. Воланд не позволяет таким людям выигрывать. И подобных героев, цепких, жадных, трусливых, на страницах романа встречается немало. Тут и председатель жилто-варищества Никанор Иванович Босой, берущий взятки легко и изящно, и распутный пьяница Степа Лиходеев, и Варенуха, и Римский, и Семплеяров, и все посетители Варьете.
Среди них вряд ли отыщется хотя бы один истинно благородный, добродетельный человек. Самое же трудное испытание выпадает, безусловно, Мастеру и Маргарите. Они выдерживают его, но вовсе не потому, что идеальны. Нет, они обладают многими человеческими слабостями и недостатками.
Но зато они умеют любить и во имя этой любви стремятся спасти друг друга, оградить от бед. Маргарита ради возлюбленного готова продать душу дьяволу и действительно делает это при первой же возможности, ничуть не сожалея. Когда же Воланд просит ее назвать свое желание, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде, убившей своего ребенка, и просит за нее.
Воланд с явной иронией спрашивает Маргариту: неужели она является столь высокоморальным человеком? Маргарита отвечает, что ее просьба была вызвана вовсе не высоким порывом души, а нежеланием обмануть человека, которому подала надежду. Но это и есть милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью.
За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым. Мастер также заслужил и любовь, и воскрешение своей рукописи, и вечный покой. Да, он был слаб, он сжег свой роман, пожираемый неведомым страхом, он утратил веру в себя и в дело своей жизни. Но эта слабость стократ искупается его любовью, верностью и добротой.
Роман Булгакова служит вечным напоминанием о том, что зло и недобропорядочность – наказуемы, добродетель – всепобеждающа, а грехи, как бы тяжелы они ни были, искупаются искренним раскаянием.