Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Н. А. Некрасов О, как убийственно мы любим… Ф. И. Тютчев Он был человек высокого благородства души”, – сказал о Некрасове Н. Г. Чернышевский.
Эти слова вспоминаются, когда читаешь некрасовские стихотворения о любви, оставляющие неизгладимый след в душе. Новатор в поэзии, Некрасов открыл новые страницы и в русской любовной лирике. Если великие поэты первой половины XIX века воспевали любимую как чудо, совершенство, если для них она была “гением чистой красоты”,
Это А. Я. Панаева – яркий, талантливый человек, друг, соратник, гражданская жена поэта. Почему Некрасов не скрывал, кто адресат его стихотворений о любви? Наверное, потому, что стихи эти исповедальны: в них раздумья о прошлом, горькое признание
Раскрывая сложные отношения любящих, Некрасов идет новым путем: в его лирике появляется “проза любви”, поэт позволяет читателю войти в мир противоречивых чувств и отношений любящих. Он создает своеобразный лирический роман-дневник, куда входит ряд стихов “панаевского цикла”. Героиня Некрасова совсем не “небесное созданье”: она может быть самоотверженной и непримиримой, любящей и ревнивой, доброй и жестокой. “Я не люблю иронии твоей” – уже в этой первой строке, вступлении к стихотворению, есть и характеры двух людей, и волнующая сложность их отношений.
Интересно, что почти все произведения любовной лирики поэта заканчиваются многоточиями, будто диалог продолжается, спор не закончен. Но за внешней конфликтностью всегда – высокая человечность, понимание и сопереживание, сострадание и уважение. Вот стихотворение “Тяжелый крест достался ей на долю” – одно из самых трагичных у Некрасова. В нем гениально найден основной образ – образ креста – как символ страдания и жертвенности: тяжелый крест – это и судьба, и надмогильный памятник. А какой сложный и прекрасный мир нелегкой любви воспет в небольшом стихотворении “Прости”: Прости!
Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, – Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, – Благослови и не забудь! В некрасовской антитезе – вся жизнь с ее взлетами и падениями, бурями, слезами и светилом счастья. Так “проза любви” становится темой высокой поэзии. А как мудры и гуманны одноименные стихотворения “Зине” (“Ты еще на жизнь имеешь право…” и “Двести уж дней…”), созданных смертельно больным, мучительно страдавшим поэтом, благословляющим юную жизнь.
Я не знаю, можно ли отнести к любовной лирике стихотворение “Еду ли ночью по улице темной”, но для меня это бесспорно. Жизнь несчастной женщины стала темой лирического стихотворения. Рассказ о трагической истории “падшей” женщины проникнут таким сочувствием и пониманием, что ее реальная история становится фактом высокой поэзии. В этом лирическом стихотворении Некрасов словно предсказывает открытия гениального Достоевского. Ситуация повторится в “Преступлении и наказании”, в истории “вечной Сонечки Мар-меладовой”, быть может, самой высоконравственной героини русской литературы, ради спасения семьи вынужденной “пойти на панель”.
Не было для Некрасова “низких” тем. В своей лирике он раскрыл внутренний мир современников, людей разных социальных слоев. Высокое благородство его души проявилось в способности понять и близких, и далеких, протянуть руку помощи страдающим, быть не судьей, а другом и защитником обездоленных, воспеть те чувства, которые делают человека Человеком.