Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило. Н. А. Некрасов 1856 году вышел из печати сборник Н. А. Некрасова, где было опубликовано его программное стихотворение “Поэт и гражданин”.
Стихотворение появилось в момент обострения общественной борьбы России в канун 60-х годов. Некрасов раскрыл в нем свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта: быть гражданином, верным сыном своей родины и народа. Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой… Вопрос о том,
Ему и слава, и венец”. По мнению А. Фета, жизнь и искусство – два различных мира, между которыми нет никакой связи. “Я не поэт, а гражданин!” – воскликнул Рылеев. Пушкин, сравнивая поэта с пророком, призывал его: “Глаголом жги сердца людей!” Лермонтов сожалел о том, что голос поэта не звучит более “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”.
В стихотворении появился и достаточно традиционный образ грозы как символ приближающейся революционной бури: Но гром ударил; буря стонет И снасти рвет, и мачту клонит… Автор резко противопоставляет позиции двух людей: страстную гражданственность одного и уход от общественных интересов другого. Некрасов считает, что поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным, так как исчезает источник, который питает истинную поэзию. Второй и, скорее, главный герой стихотворения – гражданин.
Он обращается к поэту, который изнемог в борьбе и “сложил смиренно руки”, с призывом, который воспринимался как призыв ко всем честным людям: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно. Монологи гражданина напоминали читателям 50-60-х годов XIX века поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова.
Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, так как проповедует высокие идеалы, а поэт – как человек, погруженный в прозу жизни. Но в последнем монологе поэта мы слышим иное. Ирония и безразличие исчезают. Их сменяют скорбь и раскаяние.
Мы понимаем, что слова гражданина пали на благодатную почву. Мыслям, высказанным в стихотворении “Поэт и гражданин”, Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. В стихотворени “Элегия” (1874) поэт писал: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Для многих поэтов XIX и XX веков гражданская направленность поэзии Некрасова стала несомненным творческим и эстетическим образцом.
Так, Маяковский заявил: Я – Народа водитель И одновременно Народный слуга. Влияние некрасовской поэзии испытали на себе М. Исаковский, А. Твардовский, К. Симонов и другие поэты. В наше время, ломающее многие идеологические, социальные, эстетические каноны, поэзия Некрасова не утратила своего гражданского значения, предлагая нам высокие образцы патриотической лирики, которая, к сожалению, перестала быть популярной в современной литературе.