Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать… Ф. И. Тютчев Лирика Тютчева – одна из вершин русской философской поэзии. В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским мировоззрением. Глубина и сила его лучших произведений сравнима с поэзией Пушкина. “Герой” многих произведений Тютчева – человеческий разум, жаждущий познания.
Тютчева отличало не только живое и верное изображение природы, но и ее глубокое философское постижение. Природа интересовала его
Он сам говорит об этом в стихотворении “Поэзия”: Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам – Небесная к земным сынам… Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии
Так, тютчевская ночь грандиозна, величественна и трагедийна. Она оставляет человека наедине с самим собой и со страшными загадками мироздания: …И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна! Лирическим сюжетом стихотворения “Фонтан” становится томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих возможностей: О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты! Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Сверкает в брызгах с высоты.
Иногда поэт словно бы устает от собственной сосредоточенности на глубинах познания. В стихотворении “Нет, моего к тебе пристрастья…” Тютчев освобождается от груза дум, от сложной духовной жизни и возвращается к земной жизни с ее простыми радостями: Бродить без дела и без цели И ненароком, на лету, Набресть на свежий дух синели Или на светлую мечту… Тютчев осознает, что перевод философских идей на язык поэзии необыкновенно сложен, ибо это – переход в другое измерение, где мысль подчинена образу, рифме, ритму. Об этой сложности поэт говорит в стихотворении “Silentium”: …Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Это стихотворение – еще и о человеческой разобщенности, о невозможности до конца объяснить себя даже близкому по духу человеку. В своей философской лирике Тютчев не просто размышляет. Он в волнении и муках произносит свое вещее слово, совершает открытия, переживает взлеты и падения.
Поэт заражает нас своим чувством и своей мыслью. И мы ощущаем волнение Тютчева, страстность его раздумий, постигаем беспокойную мудрость его стихов: О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..