Жалоба и хвала (поэтический мир Райнера Марии Рильке)

Я слишком многого хочу, И может быть. – всего: И тьмы, в которую лечу, И света Твоего. Р. Рильке Райнер Мария Рильке жил в переломную трагическую эпоху конца XIX – начала XX века и сумел выразить в поэзии свое смятенное время. Жизнь Рильке была полна скитаний и увлечений.

Одним из самых сильных его увлечений была Россия. Он совершил два путешествия в Россию – в 1899 и в 1900 годах. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, художником А. Бенуа. Он изучал русский язык, пробовал переводить с русскогои даже писать на нем стихи. Постепенно у поэта сложился

своеобразный культ России, отразившийся в его сборнике “Часослов”.

Позднее, на излете жизни, глубокая дружба свяжет Рильке с двумя русскими поэтами – Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком. Считается, что настоящий Рильке начинается именно со сборника “Часослов”, вместившего в себя раздумья поэта о жизни и смерти, о Боге, о художнике-творце: Я кружу вокруг Бога, вкруг башни высокой – Это мой многотысячный круг – И не знаю: я буря, а быть может, я сокол Или песни неслыханной звук. Поэт, по Рильке, монах и паломник, который несет свой крест и тем служит Богу. Но он создает свой мир, значит, художник

в чем-то равен Богу. Как и все большие поэты, Рильке испытывал тоску по мировым сюжетам.

Поэтому в его стихах по-новому звучат истории Орфея и Эвридики, Леды, Нарцисса, Дон Жуана. Неисчерпаемым источником сюжетов стала для Рильке Библия. В этих стихах нет набожного благоговения: пророки, ангелы и сам Бог действуют у Рильке как обыкновенные живые люди со своими слабостями и страстями. Пастернак позже отмечал, что любой писатель стремится рассказать о своем Боге, то есть о своем понимании Всевышнего и своих отношениях с ним. Жизнь поэта в преддверии Первой мировой войны была полна метаний, душевных потрясений.

В состоянии смятениями начинает создавать цикл “Дуинские элегии”, над которым работает десять лет, с 1912 по 1922 год. Поэт думает над смыслом жизни и сущностью человека. Высшая инстанция в элегиях не Бог, а ангелы.

Они – символы духовного совершенства, недоступного человеку. В элегиях звучит тема человеческой покинутости, обреченности, тема жалобы. Но сквозь скудную реальность путь все равно лежит к радости: Пора мертвецу уходить, и ведет его старшая Жалоба Молча к ложбине, Где блещет в лунном сияньи Источник радости. Благоговейно Называет она его и говорит: Для людей это главный поток.

Ведь жизнь все равно прекрасна и значима. И прекрасно и сложно предназначение поэта. Об этом Рильке пишет в “Элегии”, посвященной Марине Цветаевой: Боги нам лгут, Заставляя искать половину – Дескать, мы без нее, Словно диск у ущербной луны.

Но ни в полнолунье, Ни если луна на ущербе Нас не дополнит другой. Есть лишь средство одно – Путьч одинокий Над спящей безбрежной равниной. Параллельно с “Дуинскими элегиями” Рильке создает цикл “Сонеты к Орфею”, состоящий из 55 стихотворений.

Образ мифологического певца Орфея, завораживавшего своим пением и богов, и людей, давно привлекал поэта. В книгу “Новые стихотворения” вошли стихи “Орфей. Эвридика.

Гермес”. Это – рассказ о том, как Орфей спустился в царство мертвых за своей женой Эвридикой, но не смог вывести ее назад, так как, нарушив уговор, не выдержал и оглянулся. Но несмотря на это он восхваляет жизнь и воспевает земное.

Предназначение поэта – славить, даже жалуясь и тоскуя: Радость – знает, Скорбь во всем винится, Только Жалоба, как ученица, Повторяет наизусть утраты. А потом, очнувшись вдруг от дум, Голос наш поднимет виновато И протянет небу, как звезду. Поэзия Рильке – это хвала искусству и оплакивание его. Хвала человечеству и ужас перед его деяниями. Он завершил круг.

Поднялся из бездны сомнения и отчаяния к мысли о красоте бытия и великой радости жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

Жалоба и хвала (поэтический мир Райнера Марии Рильке)