Со времени появления романа Стендаля прошлоболее полутораста лет. Роман прочитали миллионы людей на многих языках. Написано множество книг, посвященных творчеству Стендаля, но до сих пор литературоведы не могут прийти к единому мнению о том, какой смысл вложил автор в название романа “Красное и черное”. Сам Стендаль этого не объяснил. Некоторые исследователи полагали, что имеется в виду красное и черное поле рулетки: роман говорит об игре случая, о человеческой судьбе, поставленной на кон (выигрыш – возвышение, проигрыш – гибель).
Но
Тогда красный цвет должен символизировать цвет военного мундира революционных и наполеоновских войск, о котором самозабвенно мечтал опоздавший родиться сын плотника. Но, по свидетельствам историков, ни революционная,
А цветом Наполеона, которого боготворил Жюльен, был зеленый. Итак, эта версия тоже не кажется правдоподобной. Может, разгадка таится в самом тексте романа?
В самом начале, отправляясь в дом господина де Реналя, чтобы стать гувернером, Сорель осознает, что это поворотный момент его жизни. Жюльен заходит в храм. Здесь он находит клочок газеты с сообщением о казни некоего Луи Жанреля и безотчетно пугается сходства фамилий (Жанрель – Сорель). Выходя из храма, Жюльен оглянулся: “…Ему показалось, что на земле около кропильницы кровь – это была разбрызганная святая вода, которую отсвет красных занавесей делал похожей на кровь”.
Красный цвет как бы предостерегает Сореля, предопределяет его судьбу: именно в этом храме через четыре года он выстрелит в госпожу де Реналь, за что окажется на гильотине. Цвет крови, цвет естества, цвет неповиновения и бунта… Может быть, дело в том, что двойная жизнь Жюльена, вынужденного лгать и лицемерить, чтобы достичь положения в обществе, сделала его самого словно бы состоящим из двух половин. Ведь смысл романа не только в противостоянии человека из низов буржуазному обществу, но и в трагическом единоборстве Жюльена с самим собой, в противоречии между возвышенной натурой героя и низкими способами продвижения наверх. “Красное” – это не только неосуществленные мечты о воинских подвигах, о славе, о революции, но и гордая, пламенная душа Сореля, огонь его энергии, благородная кровь бедняка, пролитая на плахе.
А “черное” – не только мрак Реставрации, иезуиты, но и лицемерие, которое юноша хотел сделать своей второй натурой, хотя оно было чуждо ему, искажало его природу, искалечило жизнь. Не будем забывать и о том, что красный цвет – цвет любви, страсти. Жюльен любил госпожу де Реналь и Матильду де Ла-Моль, мог быть счастлив в любви с каждой из них, но разница в общественном положении сделала это счастье невозможным. Черный цвет – цвет траура, смерти, которая унесла не только Сореля, но и госпожу де Реналь (она не перенесла его казни).
Название романа таит в себе множество значений, и каждый читатель волен самостоятельно разгадывать эту загадку, задумываясь над историей жизни и смерти Жюльена Сореля.