…Я б не променял моих скорбей На рабское служенье. Эсхил Он действительно был героем, титаном в первоначальном значении этих слов. Подумайте только, его воспевали больше двадцати пяти столетий! Это – только в драме Эсхила, а сколько после пего? Против воли всемогущего Зевса Прометей, бунтарь-одиночка, приносит людям огонь в тлеющем тростнике.
Разгневанный Зевс обрекает его на ужасную казнь. Где-то “за кадром” остается великий дар Прометея людям – огонь, дающий толчок земледелию, ремеслам, наукам. Облагодетельствованных им людей
Он сочувствует, но должен исполнять приказ. Сестры-Океаниды, мать, даже отец советуют покориться: мол, плетью обуха, не перешибешь. Прометей испытывает страшные мучения: огромный орел каждое утро прилетает клевать печень титана. Герой переживает и позор прилюдного наказания.
Ценой таких мучений даже бессмертия не захочешь. Звучит комментарий хора: Нет, помогая смертным чересчур, Себя в таком оставляет несчастье. У Прометея
Ведь жизнь стоит такого обмена. Да, но не для героя, не для гордого титана Прометея. “Муки терпеть врагу от врагов не позорно ничуть”, – считает он. Пусть даже тело его будет брошено на черное дно Тартара – бездны и недрах земли, он останется непобежденным.
Его не запугать, не согнуть, не сломать. Прикованный к скале, в цепях – он не раб. Он свободен духом. Не встретила я ни в древнегреческом мифе, ни у Эсхила благодарности Прометею от его современников.
За ремесла, за огонь, за достоинство, данное людям в борьбе с сильными мира. Но подумайте: ведь мы, далекие потомки, владеющие многими знаниями и навыками, бережем огонь Прометея как в прямом, так и в переносном смысле. Этот огонек несломленности освещает наши души, помогает выстоять в сложных обстоятельствах.
А имя Прометея стало символом жертвенности, служения людям. Люди с благодарностью склоняются перед ним, как через столетия с уважением поклоняются подвигу и страданию за все человечество другого героя – Иисуса Христа.