Пьесы этого периода сохраняют признаки новой драмы, но добавляется нечто странное, иногда болезненно-извращенное, иногда почти мистическое, иногда герои психически не нормальные, часто аморальные люди, но описанные без осуждения. Таковы “Росмерсхольм” (1886), “Женщина с моря” (1888), “Маленький Эйольф” (1894), “Когда мы, мертвые, пробуждаемся” (1899). Они по задумке интересные, умные, глубокие, но в них слишком много разговоров, мало ярких событий, в них нет истинного ибсеновского напряжения.
Для примера расскажем о последней
Главный герой, постаревший скульптор, через много лет встречает свою бывшую модель и любовницу, она ушла от него, так как чувствовала, что искусство для него дороже ее любви. Теперь эта странная, полусумасшедшая женщина необыкновенной красоты, называет себя мертвой, носит на груди маленький острый нож, несколько раз пытается убить героя, которого на самом деле любит. В конце они решают воскреснуть, пробудиться к новой жизни, к любви, уходят от людей в горы, но их накрывает лавина. Эту пьесу, как и другие декадентские, можно прочесть только в 4 томе собрания сочинений
Более подробный, чем в учебнике анализ есть в книге “В. Г. Адмони. Генрик Ибсен.
1989″.
Но самые интересные и значимые пьесы периода: “Гедда Габлер” и “Строитель Сольнес”. Они описывают людей, вообще не вписывающихся в систему традиционной нравственности, по-ницшеански сильных и аморальных.
“Гедда Габлер” (1890). Главная героиня – персонаж двойственный. Она безнравственна, совершенно лишена человеколюбия, не любит никого, кроме себя, причиняет другим людям прямое зло для собственного удовольствия, мстит за собственную неудачную жизнь, она прямо толкает одного из героев на самоубийство, вкладывает в его руки пистолет.
В то же время несомненна и привлекательна ее духовная сила, презрение к мелочности, ничтожеству окружающего ее мещанства. Сама она стремится ко всему яркому, смелому, сильному, свободному, такова она сама, красивая, сильная, свободная, но, не видя вокруг ничего подобного, она заканчивает жизнь самоубийством, и это поступок, вызывающий уважение. Гедда Габлер не воспета, но и не осуждена.
“Строитель Сольнес” (1892) – одна из лучших пьес Ибсена. В ней воспет бунт против обычной нравственности. Сольнес – ярчайший тип сильного человека. Он удачливый, богатый архитектор, его сильная воля легко подавляет волю других людей, которых он использует в своих интересах.
Он любит быть всегда первым, главным, лучшим во всем. Еще он обладает полумистической способностью, благодаря которой сами собой воплощаются все его сильные желания.
Кажется, что жизнь его абсолютно благополучна и счастлива, потом открывается, какую страшную цену он заплатил за свой успех. Когда они с женой были молоды, они жили в старом доме. Сольнес знал, что пожар старого дома даст ему возможность проявить свой талант архитектора, положить начало успеху (как именно не вполне ясно).
Он сильно желал пожара, и пожар произошел, именно потому что Сольнес этого сильно желал. Но в результате пожара два его маленькие сына заболели и умерли. Зато сразу после этого к Сольнесу, как он и предполагал, пришел успех. За него он заплатил жизнями своих сыновей, счастьем жены, да и своим личным счастьем тоже.
И в этом он абсолютно уверен и страдает от этого, потому что с тех пор его жена не живет, а механически существует, она мертва душой. И Сольнес, любящий жизнь, мечтающий о счастье, скован с ней законами морали.
И вот нежданно появляется молодая девушка, влюбленная в Сольнеса с детских лет – Хильда. Они подходят друг другу, у нее сильная душа, она любит, чтобы “дух захватывало”, т. е. сильные, предельные эмоции. И Сольнес когда-то ее покорил силой своего духа.
Хильда считает, что всегда надо добиваться максимального счастья, самого безумного, фантастического, невозможного. И как символ такого дух захватывающего счастья – замок с башней на головокружительной высоте, который она требует, чтобы Сольнес ей построил. “А на самом верху башни – балкон. Там хочу стоять я” “и смотреть вниз”.
По сути, она требует от Сольнеса, чтобы тот преодолел свою совесть и бросил жену, они были бы счастливы вместе. Хильда ненавидит слово долг, которое постоянно произносит жена С. “В нем слышится что-то такое холодное, колкое, долбящее. Долг, долг, долг”. “Это так нелепо”. “Что не смеешь протянуть руку к собственному счастью. Из-за того лишь, что у тебя на дороге человек, которого знаешь!” Сольнес: “И которого не имеешь права столкнуть с дороги”. Хильда: “А действительно ли не имеешь права, в сущности?
Но, с другой стороны, все-таки…”. Хильда сама еще не решила до конца, можно ли ради счастья двух людей, которые умеют наслаждаться жизнью, причинить боль третьему человеку, который уже не способен быть счастливым по-настоящему. Это и есть важнейший вопрос пьесы.
Сольнес признается, что боится высоты, у него кружится голова. Хильда просит его сделать невозможное – подняться на высоту и по традиции повесить венок на шпиль построенного им высокого дома, преодолеть себя. И Сольнес решился на это, также он решил объявить в тот же день, что любит Хильду.
Это значит, что он решился преодолеть традиционные нравственные нормы и стать счастливым. Он поднялся на вершину, и это показано в пьесе как подвиг, долгожданный поворот к чему-то новому лучшему. Но на высоте у него закружилась голова, и он упал. Он решился на невозможное, проявил силу духа, восстал на вековые ценности, поднялся на такую высоту, которая оказалась несовместима с жизнью.
Он рискнул и погиб, но гораздо важнее сам факт риска и преодоления себя.
В этой пьесе описаны герои, которые стремятся преодолеть традиционную нравственность, которым она явно мешает жить, самое главное, что они описаны с явной симпатией автора, а не с разоблачением. По сути, эта пьеса о том, что надо жить так, чтобы захватывало дух, по максимуму, быть счастливым, и ради этого даже можно переступить через вечные ценности. Это практически совпадает с философией Ницше.
Идейный итог творчества Ибсена в целом. Пьесы Ибсена ярко показали (и ярче всего “Бранд) неизбежную противоречивость нравственной системы классического мировоззрения. Абсолютно последовательное следование традиционным нравственным заповедям рано или поздно оборачивается против конкретного человека, разрушает его счастье. Нравственность бывает бесчеловечна. Одна нравственная норма противоречит другой.
Это доказывает по крайней мере то, что никаких абсолютных, вечных нравственных ценностей и идеалов нет, все относительно, в том числе религиозные заповеди, без компромиссов, отступлений от этих заповедей в реальной жизни не обойтись.
Более того, Ибсен в некоторых поздних своих пьесах приходит к выводу, что человек имеет право преодолеть традиционную нравственность, ибо самое важное в жизни человека – это быть счастливым, а не выполнять долг, не осуществлять призвание, не служить некой высокой идее.