Революция в творчестве Александра Блока

Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю – Все равно: принимаю тебя! Александр Блок У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой! Покой нам только снится”, который мне очень нравился.

Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению А. М. Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, сказавший: “О Русь моя! Жена моя!”. Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения – символизма,

он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом зовет”. Согнуть измученные спины.

Внизу собравшийся народ. В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые – “сытые” – “скучали и не жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот началась революция, слышен “красный смех… знамен, и Так – негодует все, что сыто, Тоскует сырость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!” Однако – и на это очень важно обратить внимание – Блок не призывает к расправе: Пусть доживут свой век привычно – Нам жаль их сытость разрушать. Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано: Утек, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой! И это не пустые угрозы: Помнишь, Катя, офицера.

Не ушел он от ножа… Но в целом поэма – гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: ” Слушайте революцию!”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови – Господи, благослови!

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен: Запирайте этажи, Нынче будут грабежи! Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: “Кругом – огни, огни, огни… Оплечь – ружейные ремни… “, То натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз! ” (знак каторжника). Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.

Сегодня вопрос о роли революции – один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали. Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении.

А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А. М. Горьким, что это “человек бесстрашной искренности”, и поймем слова К. Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил Александр Блок”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Революция в творчестве Александра Блока