Мне ни один не радостен звон, Кроме звона твоего любимого имени. В. В. Маяковский Владимира Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному переустройству жизни. “Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо”, – писал поэт.
Но он никогда не чуждался темы любви. Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно трагическое звучание этой темы. В поэме “Человек” – страдания человека, пережившего неразделенную любовь: И только
Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, молящее о любви (“Лиличка!”, “Люблю”). Но уже в поэме “Облако в штанах” вечная тема любви выражается яростно, страстно. “Громада-любовь”, “громада-ненависть”. В “Облаке…” крик “долой вашу любовь!” сливается с криками “долой ваше искусство!”, “долой ваш строй!”, “долой вашу религию!” Идея поэмы, ее пафос – в безоговорочном отрицании буржуазных отношений, в чем бы они ни проявлялись, и в утверждении величия человека,
В 1922 – начале 1923 года Маяковский написал и опубликовал две поэмы о любви: “Люблю” и “Про это”. Поэта обвиняли в двойственности, в непоследовательности. Ведь еще недавно в “Приказе № 2 по армии искусств” он сам издевался над “любовными лириками”: Кому это интересно, Что – “Ах, вот бедненький!
Как он любил И каким он был несчастным”? . Он издевался над теми, кто “выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево”. Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошления этой темы, против превращения ее в средство только личных переживаний. Его лирика, в том числе любовная, не представляет чего-то обособленного от всего, что писал поэт. Она так же, как и его поэтическая публицистика, сатира, насыщена социальным содержанием. Революция, в корне изменившая общественные отношения между людьми, подсказывала необходимость переустройства и личных отношений.
В поэме “Люблю” поэт осуждает отношения любви, установившиеся в обывательской среде, где “между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва” и где “любовь поцветет, поцветет и скукожится”. Он противопоставляет ей любовь своего сердца. Его любовь иная: она огромная и сильная. Конец поэмы звучит торжественным гимном искренности, глубине и постоянству любовного чувства: Не смоют любовь Ни ссоры, Ни версты.
Продумана, Выверена, Проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый, Клянусь – Люблю… постоянно и верно. В поэме “Про это” основной конфликт – между лирическим героем, борющимся за новые отношения в любви, и миром лицемерия. Происходит столкновение “любви-громады” нового человека с “цыплячьей любовью” мещанина: Так что ж? Любовь заменяется чаем? Любовь заменяется штопкой носков?
Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире мещанства. Переживания поэта носят интимный характер: “В постели она. Она лежит”. Единственная связь – телефон.
Добела раскаленный аппарат подчеркивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возможность взаимной любви, нужно только укоротить свою “громаду-любовь”, стать мещанином, “пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье”. Но это означало бы задушить в себе человека, капитулировать перед карликом-мещанином. Страстно и гневно звучат слова: …не приемлю, Ненавижу это Все. Все, Что в нас Ушедшим рабьим вбито, Все, Что мелочинным роем Оседало И осело бытом Даже в нашем Краснофлагом быте.
Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществление цели: “Чтоб вся на первый крик: “Товарищ!” – оборачивалась земля!” – не мог мириться ни с чем, что грозило возвращением в прошлое. Два письма – “Татьяне Яковлевой” и “Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”. В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и патриота. Любовь – это титаническое напряжение сил, в котором соперником является сам Коперник.
“Любовь – это жизнь”, – говорил Маяковский. Любовь рождает поэтическое слово, она активна. Любить – значит уметь ненавидеть все, что мешает воспринимать мир как счастье: Нам любовь Не рай да кущи, Нам Любовь Гудит про то, Что опять В работу пущен Сердца Выстывший мотор.
“Всю жизнь меня сопровождал голос человека, раненного любовью, – любовью нежной и требовательной ко всем людям, ко всему человечеству”, – вспоминал К. Федин о Маяковском.