Мир природы в романе “Война и мир”

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. И. Тютчев Яснополянский парк. Тишина.

Аллея под сводами вековых деревьев. Высокое вечное небо. И маленький холмик сбоку, на краю оврага, среди густой зелени.

На нем скромный букет цветов, чаще полевых. Наверное, это единственная в мире могила великого человека, на которой нет ни памятника, ни даже скромного надгробия. Здесь покоится гениальный писатель земли русской Лев Николаевич Толстой. Так он завещал похоронить себя: хотел возвратиться в вечный мир жилой природы.

Зато природа становится полноправным действующим лицом толстовских книг. Именно действующим лицом: пейзаж у Толстого не фон, не просто описание обстановки; природа у него – часть окружающего мира. Она участвует в событиях, воздействует на человека, помогает не только раскрыть, но и объяснить душевное состояние героя.

Для Толстого восприятие природы, способность чувствовать ее, понимать ее “язык” – важнейшая характеристика человека. Поэтому в “Войне и мире” пейзаж дается либо “от автора”, либо в восприятии героев, живущих богатой духовной жизнью: князя Андрея, Пьера, Наташи и Николая Ростовых. Люди бездуховные, неестественные, оторванные от национальной почвы (Курагины, Берг, Друбецкой), не видят и не понимают природы. Для них она “бездушный лик”.

Картины природы часто помогают автору эпопеи выразить свое отношение к происходящему. Так, Толстой, воспринимая войну как “противное человеческой природе событие”, рисует плотину Аугеста до и в конце сражения, противопоставляя прекрасную мирную сельскую жизнь кровавой бойне, безжалостно разрушившей эту жизнь. Даже после Бородинского сражения, необходимого в той справедливой, народной войне, которую вела Россия, сама природа словно протестует против массового убийства: “Над всем полем, прежде столь весело-красивым… стояла теперь мгла сырости и дыма…” Именно в природе видит Толстой образец жизни для людей. Наверное, не случайно для многих положительных героев эпопеи в переломные моменты их жизни открывается “небо”: высокое бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное голубое небо, которое Николай Ростов увидел в своем первом бою; московское темное звездное небо с яркой кометой посередине, увиденное Пьером в 1812 году, и небо в плену с полным ярким месяцем и “вглубь уходящими звездами”, говорящие Пьеру о непобедимости душевной свободы человека; и, наконец, волшебное черное чистое небо взволнованного Пети Ростова. Особое композиционное значение имеет пейзаж, когда он сопровождает размышления героев, помогает им принять решение.

В этих случаях природа очеловечена: она воспринимает человеческие эмоции, переживания, как все понимающий человек. Гениальна картина весеннего дуба, дважды увиденного князем Андреем. “Старым, сердитым и презрительным уродом” стоит он “между улыбающимися березками”, смотрит на мрачного князя, говорит с ним его словами, сочувствует ему и все-все понимает. Проходит совсем немного времени, но та внутренняя работа, которая постоянно шла в князе Андрее после разговора с Пьером на пароме, встреча с поэтичной Наташей Ростовой, случайно услышанный ночной разговор девушек в Отрадном – все это совершило перепорот в душе Болконского – он ощутил свою молодость, жизнелюбие. И вот, возвращаясь из Отрадного, он снова видит дуб и не узнает его: старый дуб расцвел молодой зеленью.

Старый дуб, мудрый великан, обновленный весной, помогает Болконскому понять, что “жизнь не кончена в 31 год”, что она, жизнь, неистребима. Своим великим романом Толстой учит нас многому. Перечитывая его, люди каждый раз открывают для себя что-то новое. И однажды, отложив книгу, читатель иначе, чем всегда, посмотрит вокруг и, может быть, ему откроется его “небо”.

И захочется поехать в Ясную Поляну, постоять у небольшого холмика, под которым покоится гений, сумевший понять душу родной земли и стать своим в вечно живом мире – мире природы.


Мир природы в романе “Война и мир”