Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015
Любимые детские авторы
Просмотри содержание учебника, найди названия произведений С. Маршака. Какое из них ты уже прочитал?
Самуил Маршак (1887-1964) много работал в жанре стихотворного рассказа. После веселой игры “Дом, который построил Джек” появились “Почта”, “Рассказ о неизвестном герое”, “Багаж”, “Вот какой рассеянный”, “Мастер-ломастер” и многие другие стихи, песни, стихотворные повести, которые потом стали классикой детского чтения.
КОТ
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
– Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Не понить без грамоты,
Не
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
– Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Самуил Маршин
– Как ты думаешь, почему поэт не дает ребятам имена, а называет их только лодырями? Задумываются ли они о цели своей жизни?
Кто из действующих лиц стихотворения понравился тебе? Почему? Как ты думаешь, что хотел сказать поэт этим стихотворением?
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) – артист эстрады, известный писатель. Драгунский сочинял песни, которые сам же исполнял. Довелось ему работать в разных театрах, сниматься в кино.
Сборник его рассказов “Он живой и светится” вошел в золотой фонд русской литературы.
ГЛАВНЫЕ РЕКИ
Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Хочешь – не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон.
Я однажды так завозился, что совершенно позабыл обо всем на свете. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор на всю Европу.
Утром в школу я поспел вовремя. Когда вошла в класс Раиса Ивановна, еще на ходу она сказала:
– Кораблев, к доске!
У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки.
– Кораблев! Что же ты?
И я пошел к доске.
Раиса Ивановна сказала:
– Стихи!
– Да! – сказал я.
– Что “да”? Что я задала?
– Что? – сказал я.
– Что “что”? Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
– Да что он, не знает, что ли, что Вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса.
Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:
– Слонов! Не смей подсказывать!
– Да, – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала!
Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.
– Ну? – сказала она.
– Что? – сказал я.
– Перестань ежеминутно штокать!
Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.
– Читай. Наизусть!
– Что? – сказал я.
– Стихи, конечно! – сказала она.
– Ага, понял. Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта.
Великого поэта.
– Ну! – сказала Раиса Ивановна.
– Что? – сказал я.
– Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:
– Мужичонка!
Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал насвой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.
И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:
– С ноготком!
И повторил все вместе:
– Мужичонка с ноготком1!
Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:
– Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не вьйдет. Уж если не знаешь, не срамись.
Потом она добавила:
– Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера договорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки.
Ты выучил?
Конечно, я не выучил. И я хотел во всем признаться, но вместо этого вдруг неожиданно даже для себя сказал:
1 Произведение Н. Некрасова, которое должны были выучить школьники, называется “Мужичок с ноготок”.
– Конечно, выучил! А как же!
Она сказала:
– Назови мне самую большую реку Америки.
Вот когда мне стало худо. В классе быта удивительная тишина. Все смотрели на меня.
Тут я увидел, как в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную бумажную ленту, и на ней что-то намалевано. И я стал вглядываться в эти буквы, и, наконец, прочел первую половину.
И тут Раиса Ивановна снова:
– Ну, Кораблев? Так какая же главная река в Америке?
У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:
– Миси-писи.
Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила, будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.
До глубокой старости.
По Виктору Драгунскому
– Кто из действующих лиц рассказа вызвал у тебя сочувствие? Почему? Случалось ли тебе оказываться в таком же положении, как герой этого рассказа?
Если да, то как ты вел себя в этом случае? Какие эпизоды рассказа, какие выражения тебе показались самыми смешными?
Сергей Григорьевич Козлов (1939-2010) – современный детский писатель-сказочник, поэт. Его наиболее известными произведениями стали сказки “Ежик в тумане”, “О Ежике и Медвежонке”, “Истории о Львенке и Черепахе”, стихи для мультфильма “Как Львенок и Черепаха пели песню”.
ЛЕСНАЯ ОТТЕПЕЛЬ
Ах, какая это была мягкая, теплая оттепель!.. Кружились снежинки, и в лесу пахло весной. Ежик сидел на крылечке своего домика, нюхал воздух и улыбался.
“Не может быть, – думал он, – чтобы еще вчера в лесу трещали деревья и сердитый Дед Мороз скрипел под окнами своими большими валенками, а сегодня его совсем нет! Где же он?”
И Ежик стал думать, куда мог спрятаться Дед Мороз.
“Если он влез на сосну, – рассуждал Ежик, – то где – то под сосной стоят его большие валенки. Ведь даже Медвежонок не может влезть в валенках на сосну! А если он совсем ушел из леса, я обязательно увижу его следы!”
И Ежик надел лыжи и побежал между деревьями. Но ни под одним деревом не было валенок и он нигде не нашел никаких следов.
– Дед Мороз! – крикнул Ежик. – Отзо-ви-и-ись!
Но было тихо. Только снежинки кружились вокруг и где-то далеко-далеко стучал Дятел.
“Наверное, Дятел знает, где Дед Мороз, – подумал Ежик. – Он сидит высоко, и ему все видно”.
И он побежал к Дятлу.
– Дятел! – еще издали закричал Ежик. – Ты не видел Деда Мороза?
– Тук-тук! – сказал Дятел. –
Он ушел!
– А где его следы?
Дятел свесил к Ежику нос, прищурился и сказал:
– А он ушел без следов!
– Как же? – удивился Ежик.
– А очень простої Приплыло облако и опустилось низко-низко. Дед Мороз сначала забросил на него валенки, потом влез сам и уплыл…
– Куда? – спросил Ежик.
– На кудыкину гору. Тук-тук! – сказал Дятел.
И Ежик, успокоенный, пошел домой и по дороге представлял себе заснеженную кудыкину гору, по которой, наверное, ходит сейчас Дед Мороз и скрипит своими большими валенками.
По Сергею Козлову
Понравилась ли тебе сказка о Ежике? Чем?
Как ты “по-взрослому” сформулируешь тот вопрос, который занимал Ежика? Такой ли это простой вопрос? Случалось ли тебе размышлять над такими вопросами?
Можно ли назвать эту сказку юмористической?
Николай Иванович Сладков (1920-1996) – замечательный прозаик, автор трогательных сказок-миниатюр и увлекательных рассказов.
Создал много произведений, в которых утверждал любовь к природе.
ВЕЖЛИВАЯ ГАЛКА
Много у меня среди диких птиц знакомых.
Вот приметил я одну галку за ее вежливость.
Была метель. Ранней весной бывают особые метели – солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, все сверкает и несется!
Каменные дома похожи на скалы.
А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Уютное местечко!
Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!
И вдруг вижу – подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Села напротив моей галки и смотрит.
Ветер ее треплет – так перья и заламывает, так белой крупой и сечет!
Моя галка кусок свой схватила в клюв – и шасть из углубления на карниз! Тепленькое местечко чужой уступила! А чужая галка хвать у моей кусок из клюва – и на ее тепленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала – клюет.
Вот бессовестная!
Моя галка на карнизе – под снегом, на ветру, без еды. Снег ее сечет, ветер перья заламывает. А она, глупая, терпит!
Не выгоняет маленькую.
“Наверное, – думаю, – чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? “
А недавно вижу: обе галки – моя и чужая – сидят себе рядышком и у обеих в клювах прутики.
Эге, гнездо строят! Тут уж каждый поймет.
И маленькая галка совсем не старая. Да и не чужая она теперь. И уж, конечно, не всеми уважаемая.
А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!
Но все равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.
По Николаю Сладкову
– Когда происходят описанные в рассказе события? Почему вежливая галка уступила уютное местечко?
Как автор рассказа относится к живой природе? Пробеги глазами содержание учебника, найди там названия произведений Н. Сладкова. Подумай, о чем они.
Что хотел сказать автор своим читателям?
С произведениями каких авторов ты познакомился в разделе “Любимые детские авторы”?
Какое из их произведений больше всего запомнилось тебе? Чем? Каких действующих лиц ты особенно отметил?
За что? Хотел бы ты с ними подружиться?