Літературне читання 2 клас – Н. В. Гавриш – 2012
ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ
Уроки 29, 30, 31
– РАЗМИНКА
Читай быстро, без ошибок.
ВОРОНА
– Кра! – Кри чит во ро на.
– Кра жа! Ка ра ул! Гра беж! Про па жа!
Вор про крал ся Ут ром ра но! Грош у крал он Из кар мана! Ка ран даш! Кар тон ку!
Проб ку! И кра си ву ю ко роб ку!
– Стой, во ро на, не кри чи. Не кри чи ты, По мол чи. Жить не мо жешь без об ма на – У те бя ведь нет кар ма на.
– Как?! – Под прыг ну ла во ро на,
И морг ну ла у див лен но:
– Что ж вы рань ше не ска за
Кар-р-ра ул! Кар-р-ман! Укр-р-рали!
В. Орлов
– О какой пропаже кричала ворона? Назови слова, которые начинаются на букву к.
ЧИТАЕМ
В ШКАФУ
Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.
Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.
Просыпаюсь – в классе тихо. Смотрю в щелочку – никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта.
Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.
Душно в шкафу и темно, какночью. Мне стало страшно, я стал кричать:
– Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!
Прислушался – тишина кругом.
Я опять:
–
Слышу чьи-то шаги. Идет кто-то.
– Кто здесь горланит?
Я сразу узнал тетю Нюшу, уборщицу. Я обрадовался, кричу:
– Тетя Нюша, я здесь!
– Где ты, родименький?
– В шкафу я! В шкафу!
– Как же ты, милый, туда забрался?
– Я в шкафу, бабуся!
– Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?
– Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!
Ушла тетя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.
Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч – наш завуч…
Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.
– Там нет никого, – сказал Пал Палыч.
– Как же нет. Есть, – сказала тетя Нюша.
– Ну где же он? – сказал Пал Палыч и постучал еще раз по шкафу.
Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:
– Я здесь!
– Кто ты? – спросил Пал Палыч.
– Я… Цыпкин…
– Зачем ты туда забрался, Цыпкин?
– Меня заперли… Я не забрался…
– Гм… Его заперли! А он не забрался!
Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу.
Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?
– Слышу…
– Ты давно там сидишь? – спросил Пал Палыч.
– Не знаю…
– Найдите ключ, – сказал Пал Палыч. – Быстро.
Тетя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щелку его лицо. Он был очень сердитый:
– Ну! Вот до чего доводит шалость! Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?
Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был.
Меня спросят: “Ты был в шкафу” Я скажу: “Не был”. Мне скажут: “А кто там был?” Я скажу: “Не знаю”.
Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут… Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и все такое… Как будто мне тут удобно спать!
Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?
Я молчал.
– Ты живой там? – спросил Пал Палыч.
– Живой…
– Ну сиди, скоро откроют…
– Я сижу…
– Так… – сказал Пал Палыч. – Такты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?
Я молчал.
Вдруг я услышал голос директора. Он шел по коридору:
– Кто? Цыпкин? В шкафу?
Почему?
Мне опять захотелось исчезнуть.
Директор спросил:
– Цыпкин, ты?
Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.
– Взломайте дверь, – сказал директор.
Я почувствовал, как ломают дверь, – шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадет, и заплакал. Руками уперся в стенки шкафа, и, когда дверь открылась, я продолжал точно также стоять.
– Ну, выходи, – сказал директор. – И объясни нам, что это значит.
Я не двинулся с места. Мне было страшно.
– Почему он стоит? – спросил директор.
Меня вытащили из шкафа. Я все время молчал. Я не знал, что сказать.
Я хотел ведь только мяукнуть…
По В. Голявкину
– Зачем Цыпкин забрался в шкаф? Можно ли так шутить? Раскаивался ли герой рассказа в своем поступке?
– Как менялось настроение мальчика? Рассмотри рисунки. Как чувствовал себя Цыпкин, когда выбрался из шкафа?
– Прочитайте рассказ в лицах с разной интонацией.
Давай обсудим
Вспомни и расскажи интересные истории, которые случались в твоей семье, с твоими друзьями.
Вопросы и задания для проверки
1. Выбери правильный ответ. Раздел учебника называется: 1) “Дети и взрослые”; 2) “Взрослые и дети”; 3) “Взрослым о детях”.
2. Какой интересный рассказ или сказку о взрослых и детях ты предложил бы прочитать одноклассникам?
3. Выбери правильный ответ. Рассказ “Купание медвежат” написал: 1) Виктор Голявкин; 2) Виктор Драгунский; 3) Виталий Бианки.
4. Выучи стихотворение Владимира Орлова “Ворона” и выразительно расскажи его в классе.