18. ЛОПЕ ДЕ ВЕГА. Жанрова класифікація п’єс.
Проблематика собака на сіні: кохання нерівних станів, Героїчні драми: Лицарскі драми честі, народно-епічна драма, драми наближені до трагедії, побутові драми. Власне комедії: звичаїв, станів, плаща та шпаги, змішаного типу. Релігійні драми.
Лопе відкидаг гдність часу та місця, зберігає лише єдність дії і то умовно.
Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории, исторические хроники, любовные истории. Лопе де Вега стремился
Пьесы “героические” изображают различные эпизоды из истории Испании – времен готских королей до арабского завоевания, борьбы королей с непокорнымі феодалами (“Еврейка из Толедо”). Проникнутые горячим патриотическим чувством, они обычно идеализируют родную старину.
Вторая группа пьес, комедии “плаща и шпаги”,
Широко использован запас традиционных мотивов и условных приемов: тайные свидания, серенады, дуэли, переодевания, неожиданные встречи и т. д. Интрига преобладает над обрисовкой характеров. Его характеры являются типами, приближаясь к театральным “амплуа”: “первый любовник”, его соперники в любви, “дама”, “борода”, “забавник” и т. п.
Комедии “плаща и шпаги” Лопе де Веги являются блестящим передовым образцом искусства испанского Возрождения. Центральная тема этих пьес – любовь как глубокое, всепоглощающее чувство, утверждающее идею полноценной человеческой личности. Эти пьесы полны жизнерадостности и оптимизма.
Герои Лопе де Веги отважны, решительны, полны энергии. Замечательны женские образы: героини Лопе де Веги обладают не меньшим душевным богатством, они не менее предприимчивы, умны и смелы, чем их партнеры. Бытовые комедии Лопе де Веги блещут остроумием.
Специальными носителями комического начала являются слуги.
Слуга-забавник (“грасьосо”) Лопе де Веги сплошь и рядом оказывается умнее, находчивее своего господина, которого он выручает из беды.
Пьесы Лопе де Веги, героями которых являются люди из народа, немногочисленны, но они очень значительны в художественном отношении. В его изображении самые скромные крестьяне или ремесленники по своему уму, энергии и нравственным качествам стоят ничуть не ниже аристократов. Им в такой же мере свойственны чувство собственного достоинства и чувство чести.
Собака на сіні: Графиня – женщина гордая, она страдает, и это страдание толкает ее на необдуманные поступки. В конце концов, случается так, что Диана компрометирует себя. Диана в сердцах проклинает свою дворянскую (“людскую”) честь, не позволяющую ей следовать за своим сердцем.
Однако здесь, говоря “людскую честь”, Диана, вряд ли отдает себе отчет в том, что, речь идет не о настоящей чести. Скорее, она имеет в виду ту самую сословную честь аристократии, не имеющую ничего общего с душой человека, его личностными качествами. Это подобие чести на самом деле является “нелепым вымыслом”.
Истинную же честь, достоинство и благородство проявляет безродный слуга Теодоро. Он сам открывает план Тристана Диане, и тем самым не дает построить счастье на обмане. Эта истинная честь и заставляет Теодоро, уже будучи официально признанным сыном графа Лудовико, просить у Дианы разрешения уехать, даже несмотря на то, что он любит Диану и она отвечает ему взаимностью.
Именно посредством образа Теодоро Лопе де Вега раскрывает в комедии истинное представление о человеческой чести.
В Теодоро, юноше безродном, но отважном, умном, гордом и красивом, в котором живет “к наукам рвенье”, автор воплощает новый идеал человека эпохи Возрождения. Это типичный для того времени герой. Образы, подобные Теодоро, не раз возникали в творчестве многих писателей – гуманистов, таких как Боккаччо или Сервантес.
Но именно в комедиях Лопе де Вега этот образ героя эпохи Ренессанса был перенесен на сцену театра.
Для усиления духа пьесы, его реалистического звучания и демократизма, драматург водит ряд второстепенных персонажей, наиболее значительным из которых выступает Тристан. Тристан – это слуга Теодора, или, как он сам говорит о себе “рукоятка этой шпаги”. И действительно, порой Тристан является той самой рукой, которая направляет действия Теодоро.
Конечно, Лопе де Вега не был первым в мире, кто привнес в драматургию комичный образ слуги, который исподволь направляет развитие интриги в нужную сторону. Но именно у Лопе де Вега мы видим этого слугу по-настоящему живым, этот, казалось бы, второстепенный персонаж настолько ярок, он обладает таким блистательным умом, ловкостью и находчивостью, что все те, кто был до него или будут потом, останутся лишь бледной тенью по сравнению с Тристаном.
Очевидно, что при создании образа Тристана Вега обратился к традиционному фарсовому театру, что имел обыкновение раньше устраивать представления на площадях. Вобрав в себя народные черты, “слуги” Лопе де Вега стали не просто комическими персонажами, он наделил их искрометной иронией и умом. Все происходящее они воспринимают с точки зрения народа, его здравого смысла и юмора, и тем самым “спускают на землю” зачастую нелепые порывы своих господ, которые слишком поддались чувствам, и перестали воспринимать действительность такой, какая она есть.
Подобным образом, например, поступает и Санчо Панса. Но следует заметить, что порой именно эти комические слуги играют решающую роль в жизни героев, помогая им найти свое счастье.
Так в комедию эпохи Возрождения, торжествуя, приходит новая, ранее не виданная мораль, а вместе с ней и новый герой.
Особенностью сюжета, вероятно, является то, что любовь, в соответствии с канонами Возрождения, ценится выше правды (обман Тристана).