Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. Э. Хемингуэй Эрнест Хемингуэй – человек удивительной судьбы, автор ряда прекрасных книг, среди которых особое место принадлежит повести “Старик и море”, созданной в середине XX века, в 1952 году, – повести, за которую писателю была присуждена Нобелевская премия. Почему именно это небольшое произведение, рассказывающее о рыбаках острова Кубы, так высоко оценила мировая общественность? Почему и сегодня, когда читаешь ее, сжимается сердце от боли за человека, охватывает гордость за него,
Сюжет произведения очень прост. Старый кубинский рыбак Сантьяго отправляется в море на рыбную ловлю. После восьмидесяти четырех дней безуспешных поисков добычи ему попадается огромная меч-рыба. Она так велика и сильна, что, заглотнув крючок, плывет далеко в море, увлекая за собой лодку старика. Три дня и три ночи длится единоборство между рыбаком и гигантской рыбой.
В конце концов Сантьяго одерживает победу, но хищные
Это повествование, наверное, волнует так потому, что Хемингуэй очень точен и конкретен в описании жизни и борьбы старого рыбака. Спокойно, размеренно, избегая высоких слов, рассказывает писатель о всех деталях единоборства Сантьяго с огромной рыбой, передает его размышления о смысле человеческой жизни, о единении человека с природой, о том, что мы, люди, не хозяева природы, а ее часть, и подчиняемся тем же законам, которым подчинены и закаты, и восходы, и морская волна, и чудесная рыба, и саблезубые хищницы акулы. Писателю веришь, потому что, любя своего героя, восхищаясь им, автор не стремится его приукрасить. Он, автор, убежден, что такой человек, как Сантьяго, не нуждается в красивых словах: старый рыбак, обессиленный, с покрасневшими, от бессонницы глазами, с изъеденными соленой водой непослушными руками, с запекшимся от жажды ртом, по-настоящему прекрасен и не устрашим, его ничто не может заставить сдаться, подчиниться злой воле судьбы. Образ этого человека-труженика вырастает до символа Человека, “большая рыба” – это символ большой цели, в которой заключен смысл человеческой жизни, а акулы воплощают хищническое, злое начало.
В борьбе с этим злом Человек отстаивает свое право на самоуважение, на достойную жизнь. Писатель не внушает нам, что это легко. Сила его героя в том, что, потерпев поражение, он не отчаивается, не теряет веры в себя и, что еще важнее, продолжает верить в конечное торжество доброго начала. Сантьяго собирается продолжать свое дело вместе с мальчиком. Образ мальчика в повести очень важен: в нем воплощена вера в будущее, мысль о том, что человек не одинок в жизненной борьбе.
Да, Сантьяго преследуют неудачи. Символом невезения, преследующего старика, становится парус его лодки, “весь в заплатах из мешковины”, напоминающий “знамя наголову разбитого полка”. Но писатель, подчеркивая старость рыбака, замечает, что у него “веселые глаза человека, который не сдается”. Незабываемо и описание поединка старика с большой рыбой, когда, до предела напрягая силы, Сантьяго продолжает единоборство с нею, уверенный, что не отступит. “Рыба, – позвал он тихонько, – я с тобой не расстанусь, пока не умру”. Он убежден: человек не для того создан, “чтобы терпеть поражения”.
Вот почему старик не остается в бездействии, когда на его рыбу нападают акулы. Хотя он стар и изможден, хотя руки его изранены, он продолжает бороться. В произведении нет трагической концовки.
Измученный, обессиленный, но непобежденный старик все-таки добирается до порта. И мы закрываем повесть с верой в творческие возможности человека, в неистребимую силу его жизнелюбия и стойкости.