Герцен Александр Иванович (1812 год (Москва) – 1870 год (Париж)) Oсновной псевдоним Искандер, русский прозаик, публицист. Родился 25 марта (6 апреля) 1812 в Москве в семье знатного московского барина И. А. Яковлева и немки Луизы Гааг. Брак родителей не был официально оформлен, поэтому незаконорожденный ребенок считался воспитанником своего отца. Этим объясняется и придуманная фамилия – от немецкого слова Herz (сердце). Детство будущего писателя прошло в доме дяди на Тверском бульваре (ныне дом 25, в котором располагается Литературный институт им.
А.
Восстание 14 декабря 1825 оказалось в этом ряду самым значимым событием. После казни декабристов Герцен вместе со своим другом Н. Огаревым поклялись “отомстить казненных”. В 1829 Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вскоре образовал группу из прогрессивно мыслящих студентов. Члены этой группы Огарев, Н. Х. Кетчер и др., обсуждали животрепещущие проблемы современности: Французскую революцию 1830, Польское восстание 1830-1831, другие события современной истории.
К этому времени относится увлечение идеями сен-симонизма и попытки изложения собственного видения общественного устройства. Уже в первых статьях (О месте человека в природе, 1832, и др.) Герцен показал себя не только философом, но и блестящим литератором. В очерке Гофман (1833-1834, опубл.
1836) проявилась типичная манера письма: введение в публицистические рассуждения яркого образного языка, подтверждение авторских мыслей сюжетным повествованием. В 1833 Герцен с серебрянной медалью окончил университет. Работать в Московской экспедиции Кремлевского строения. Служба оставляла молодому человеку достаточно свободного времени для занятий творчеством. Герцен задумал издание журнала, но в июле 1834 был арестован – за то, что в компании друзей якобы распевал песни, порочащие царскую фамилию.
В ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена, сочла все же, что его убеждения представляют опасность для государства. В апреле 1835, с обязательством находиться на государственной службе под присмотром местного начальства, Герцен был выслан сначала в Пермь, потом в Вятку. Дружил с архитектором А. Л. Витбергом и другими ссыльными, переписывался со своей двоюродной сестрой Н. А. Захарьиной, впоследствии ставшей его женой.
В 1837 Вятку посетил наследник престола, которого сопровождал В. А. Жуковский. По ходатайству поэта в конце 1837 Герцена перевели во Владимир, где он служил в канцелярии губернатора. Из Владимира Герцен тайно ездил в Москву к невесте, и в мае они повенчались. С 1839 по 1850 в семье Герцена родилось четверо детей. В июле 1839 с Герцена сняли полицейский надзор, он получил возможность посещать Москву и Петербург, где был принят в круг В. Г. Белинского, Т. Н. Грановского, И. И. Панаева и др.
В 1840 было перлюстрировано письмо Герцена, в котором он писал о “душегубстве” петербургского будочника. Рагневанный Николай I приказал выслать Герцена “за распространение неосновательных слухов” в Новгород без права въезда в столицы. Только в июле 1842, выйдя в отставку в чине надворного советника, после ходатайства друзей, Герцен вернулся в Москву. Приступил к напряженной работе над циклом статей о соединении науки и философии с реальной жизнью под общим названием Дилетантизм в науке (1843).
После нескольких неудачных попыток обращения к художественной прозе Герцен написал роман Кто виноват? (1847), повести Доктор Крупов (1847) и Сорока-воровка (1848), в которых своей главной целью считал обличение русского рабства. В отзывах критиков на эти произведения прослеживалась общая тенденция, которую точнее всех определил Белинский: “…главная сила его не в творчестве, не в художественности, а в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и развитой”. В 1847 Герцен с семьей покинул Россию и начал свое многолетнее путешествие по Европе. Наблюдая жизнь западных стран, перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями (Письма из Франции и Италии, 1847-1852; С того берега, 1847-1850, и др.).
В 1850-1852 прошла череда личных драм Герцена: измена жены, гибель в кораблекрушении матери и младшего сына, смерть жены от родов. В 1852 Герцен поселился в Лондоне. К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции. Совместно с Огаревым стал издавать революционные издания – альманах “Полярная звезда” (1855-1868) и газету “Колокол” (1857-1867), влияние которых на революционное движение в России было огромным. Несмотря на множество статей, опубликованных писателем в “Полярной звезде” и “Колоколе” и вышедших отдельными изданиями, главным его созданием эмигрантских лет является Былое и думы (опубл.
1855-1919). Былое и думы по жанру – синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, “по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум”.
Первые пять частей описывают жизнь Герцена с детства и до событий 1850-1852, когда автора постигли тяжелые душевные испытания, связанные с крушением семьи. Шестая часть, как продолжение первых пяти, посвящена жизни в Англии. Седьмая и восьмая части, еще более свободные по хронологии и тематике, отражают жизнь и мысли автора в 1860-е годы. Вначале Герцен собирался написать о трагических событиях своей личной жизни. Но “все старое, полузабытое, воскресало”, и архитектура замысла постепенно расширялась.
В целом работа над книгой длилась около пятнадцати лет, и хронология повествования не всегда совпадала с хронологией написания. В 1865 Герцен покинул Англию и отправился в длительное путешествие по Европе, стремясь развеяться после очередной семейной драмы (умерли от дифтерита трехлетние близнецы, новая жена не нашла понимания у старших детей). В это время Герцен отдалился от революционеров, в особенности от русских радикалов.
Споря с Бакуниным, призывавшим к разрушению государства, он писал: “Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри”. Эти слова воспринимаются как духовное завещание Герцена. Как и большинство российских западников-радикалов, Герцен прошел в своем духовном развитии через период глубокого увлечения гегельянством.
Влияние Гегеля отчетливо прослеживается в цикле статей Дилетантизм в науке (1842-1843). Их пафос – в утверждении и интерпретации гегелевской диалектики как инструмента познания и революционного преобразования мира (“алгебры революции”). Герцен сурово осуждал отвлеченный идеализм в философии и науке за оторванность от реальной жизни, за “априоризм” и “спиритизм”. Будущее развитие человечества, по его убеждению, должно привести к “снятию” антагонистических противоречий в обществе, формированию философско-научного знания, неразрывно связанного с действительностью.
Более того, итогом развития окажется слияние духа и материи. В историческом процессе познания действительности сформируется “всеобщий разум, освобожденный от личности”. Дальнейшее развитие эти идеи получили в главном философском сочинении Герцена – Письмах об изучении природы (1845-1846). Продолжая критику философского идеализма, Герцен определял природу как “родословную мышления”, а в идее чистого бытия видел всего лишь иллюзию. Природа для материалистически настроенного мыслителя – вечно живое, “бродящее вещество”, первичное по отношению к диалектике познания.
В Письмах Герцен, вполне в духе гегельянства, обосновывал последовательный историоцентризм: “ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического бытия”, а в понимании смысла истории придерживался принципов исторического детерминизма. Однако в размышлениях позднего Герцена прежний прогрессизм уступает место гораздо более пессимистическим и критическим оценкам. В первую очередь это относится к его анализу процесса формирования в обществе нового типа массового сознания, исключительно потребительского, основанного на вполне материалистическом индивидуализме (эгоизме).
Такой процесс, по Герцену, ведет к тотальному омассовлению общественной жизни и соответственно к ее своеобразной энтропии (“поворот всей европейской жизни в пользу тишины и кристаллизации”), к утрате индивидуального и личностного своеобразия. “Личности стирались, родовой типизм сглаживал все резко индивидуальное и беспокойное” (Концы и начала, 1863). Разочарование в европейском прогрессе, по признанию Герцена, привело его “на край нравственной гибели”, от которой спасла лишь “вера в Россию”. Герцен надеялся на возможность установления социалистических отношений в России (хотя и испытывал немалые сомнения в прежних революционных путях, о чем писал в статье К старому товарищу, 1869).
Перспективы развития социализма Герцен связывал прежде всего с крестьянской общиной. Умер Герцен в Париже 9 (21) января 1870.