Мириам, Кассандра, Тирца, Мавка… Прекрасные женские образы, подаренные нам драматургией Леси Украинки. В этот ряд нужно поставить имя главной героини драмы “Боярыня” Оксаны Перебойной. Этот образ несет в себе не только женскую верность и любовь, а и ответственность за украинское национальное дело.
Оксана – просвещенная, вольнолюбивая дочь казака. Степану она говорит:
Не думай, будто я пустая барышня,
Что только имеет на уме забавы и ухаживания.
Оксана полюбила Степана и думала, что кроме него ей ничего не нужно, поженившись,
Она с болью сознает свое невольничество, с болью вырывает из сердца надежды на заступничество за обиженных соотечественников. Нет силы у нее перенести настоящее положение своего мужа, который “должен “холопом Степкой” себя называть и руки целовать, как невольник”.
Болевых страданий наносит Оксане не так разлука с родиной, как деятельность,
Осознание отступления от собственных принципов раздирает девичье сердце. Когда настало прозрение, она увидела боязливую душу Степана, его чрезмерную осторожность и бездеятельность. Собственным унижением перед царским окружением он унижал и жену.
Слишком я жалела… в том и горе… Если бы я имела силы не жалеть, то вырвалась бы прочь из этого ярма – и ты бы освободился от ржавчины…
Говорит Оксана. И это, я думаю, напрасные ожидания. Так как муж, который очень дорожил своей карьерой, некогда бы не покинул службу и не пошел бы за ней.
Тяжело переживает Оксана национальное унижение: “Сломилась воля, Украина легла под ноги Москве”. Она ощущает свою ненужность родному краю. “Кому нужно то мое здоровье, да и я сама?” – раздумывает разочарованная женщина, Оксана умирает. “Невозможность любого самостоятельного патриотичного действия со стороны самой Оксаны, а отсюда – омертвление национальных корней, горькое ощущение собственной ненужности Украине приблизили раннюю смерть героини”, – считает Олесь Ковальчук. В предсмертных словах Оксаны сплелись нежная любовь к родному краю с невыразимой скорбью, рожденной ее невольническим положением.