Платоновский мир – мир тружеников, мастеров, изобретателей. Ремесло рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до “сердца” любого устройства, окружено у Платонова редким уважением. Только у платоновского героя простой взгляд на паровоз вызывает растроганную радость, как в “детстве при первом чтении стихов Пушкина” (рассказ “В прекрасном и яростном мире”). У каждого героя, которого любит А. Платонов, есть свое словесное обозначение как типа человека: 20-е годы – это “сокровенный”, 30-40-е – “одухотворенный
Платонов говорит нам о том, что привязанность и верность человека своему делу – это своеобразный подвиг. Мне кажется, это очень правильно подмечено. Для “одухотворенного человека” работа не служба, а смысл существования. Вместе с тем Платонов много пишет о незащищенности человека от роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих его. Писатель понимает, что душевный свет, прежде чем разлиться сильным и ясным потоком, должен пройти множество преград, человек должен родиться и возродиться, сокровенное должно раскрыться, стать откровением человеческой души.
Во многих произведениях
Он и сам был человеком, много раскрывший в себе, тихим, сосредоточенным и неожиданным, всю жизнь работавшим над собой и “обдумывающим мир”. “Они были не известны сами себе”, – пишет Платонов о крестьянских парнях из северных русских губерний, пришедших в конце гражданской войны к берегам Крыма освобождать республику от Врангеля, и только в революции “они жили полной общей жизнью с природой и историей, – и история бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности”. В этих строчках из “Сокровенного человека” – повести о гражданской войне, выразилась главная платоновская гуманистическая мысль: участие в деле, труде открывает человеку самого себя, соединяет его с историей, человечеством. Такой путь от одинокой безвестности, бесприютности в мире проходит главный герой повести Фома Пухов. Ему долго мешает привычка “жить зря и бестолково”.
Такие люди, как Пухов, недоверчивы, себе на уме, привыкли принимать на веру лишь то, что видели своими глазами, что могут проконтролировать своим умом. Прочитав листовку – призыв о формировании добровольческого отряда технических сил для обслуживания в фронтовых условиях техники, он делает для себя вывод: “Без технических средств не может быть обеспечена победа над врагом”. Пухов уговаривает других вступить в отряд. “Революция-то пройдет, а нам ничего не останется!
Что ответим на вопрос: “Чем ты бесплатно пожертвовал, чему ты душевно сочувствовал?” Хорошие и правильные вопросы для порядочных людей, как жаль, что они не звучат сегодня! Через неделю Ф. Пухов и еще пять слесарей поехали в Новороссийск, где их ожидала работа. Вопрос, который задал комиссар Пухову, звучал так: “Любите ли вы, товарищ Пухов, пролетариат в целом и согласны ли за него жизнь положить?” На это Пухов отвечает: “Люблю, товарищ комиссар, и кровь лить согласен, только чтобы не зря и не дуриком!” Об этом поколении, о поколении Пухова, А. Платонов писал: “Они еще не знали ценности жизни, и поэтому им была не известна трусость. Из детства они вышли в войну, не пережив ни любви, ни наслаждения мыслью…” Много разных и трудных событий переживет еще Пухов и такие, как он, но без них просто немыслимо представить себе время, о котором пишет Платонов.
Знакомый Пухова по работе в механических мастерских пригласил его в Баку (он после гражданской войны занимался “нефтью”), и Пухов поехал. В разговоре между ними была затронута еще одна важная тема времени: – Пухов, хочешь коммунистом сделаться? – А что такое коммунист? – Коммунист – это умный – научный человек, а буржуй – исторический дурак! – Тогда не хочу.
– Почему? – Я – природный дурак. И в этом ответе весь Пухов.
Для Платонова он и есть “сокровенный человек”. Вклад таких “сокровенных людей”, как Пухов, в жизнь, в дело, которым они занимаются, – неоценим. В жизни всегда будут нужны “сокровенные люди”.
Так утверждает в своих произведениях писатель Андрей Платонов, и он прав.