Роман “Евгений Онегин” – “энциклопедия русской жизни”

“Евгений Онегин” – самое задушевное произведение А. С. Пушкина, в котором с предельной яркостью отразилась личность, русский характер самого поэта. Во вступлении к роману Пушкин так охарактеризовал свое детище: … собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных… В “Евгении Онегине” отразился многообразный мир интересов Пушкина, нашли выражение общественные проблемы, которые волновали его всегда. В центре внимания автора – те особенности характера его молодого современника, которые делали

его исключительной натурой, вызывали к нему интерес и симпатию и вместе с тем обнажали его внутренние противоречия.

Пушкин писал “Евгения Онегина” дольше семи лет, с 1823 по 1830 год. За это время в обществе, во всей России произошли разительные перемены. Кончилось царствование Александра I, потерпело поражение восстание 14 декабря 1825 года. Друзья Пушкина, его единомышленники оказались “во глубине сибирских руд”.

В. Г. Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни” 20-х годов XIX века – поры, непосредственно предшествовавшей событиям 14 декабря 1825 года. В романе описана русская

провинциальная и столичная жизнь. Изображены дворяне разного возраста, картины деревенского и столичного быта, будни и праздники, показана светская жизнь Москвы и Петербурга. Замечательно нарисованы картины русской природы. В огромном и чистом зеркале романа читатели узнали живую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных.

Сюжетную основу “Евгения Онегина” составляет любовная тема, взаимоотношения Евгения и Татьяны. Оба они – люди исключительные. Татьяна и Онегин воспитаны в той высокой культуре чувств и форм их выражения, которая была результатом столетнего развития России в тесном общении с европейской культурой. Их образы соотносятся не в противопоставлении добродетели и порока, а как две духовно равные величины, которые выглядят чужими в окружающей среде и должны были бы быть вместе. Почему этого не случилось?

Почему любовь пришла к Онегину тогда, когда Татьяна уже не смогла ее принять, так как к тому времени “была другому отдана” и будет “век ему верна”? В эпоху декабристского движения, определенных гражданских требований к личности Пушкин задумал Онегина как человека противоречивого, сложного, высмеивающего невежество и предрассудки окружающего общества. Но в самом Онегине этих предрассудков среды, против которых он восставал, предостаточно. Он вел рассеянный светский образ жизни, убил на поединке друга, берег свою свободу.

А зачем? Пушкин разглядел в этом образе современного ему молодого человека не только черты бунтаря Чацкого, но и черты еще не созданного Обломова. Онегин – продукт среды, сословия, времени.

Русская литература еще долго будет разбираться в этом противоречивом типе, замечая, как все больше убывает в нем от декабриста Чацкого (энергия, страстность, непримиримость) и все более возрастает начало Обломова (апатия, бездеятельность, пустая мечтательность). Разумеется, между Онегиным и декабристами нельзя ставить знака равенства. Онегин остается лишь светским денди.

Даже вспыхнувшая любовь к Татьяне не дает ему возможности возродиться. Он потерпел поражение. Пушкин показал эпоху общественного спада, в которой все более проявлялась неприкаянность таких, как Онегин, “лишних людей”.

Русская действительность, самым широким образом представленная в романе, дает право называть его “энциклопедией русской жизни” и предоставляет нам прекрасную возможность с помощью этого выдающегося литературного произведения познакомиться с ней.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Роман “Евгений Онегин” – “энциклопедия русской жизни”