Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” охватывает разнообразные сферы русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно.
Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру. Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. “Один Бог разве
Кроме разве бросающейся в глаза приторной слащавости и обходительных манер, за которыми скрывалась обыкновенная глупость. Мы видим, что в деревне у Манилова царят беспорядок
В отличие от Манилова Коробочка – следующая изображенная Гоголем помещица – весьма рачительна и знает, как вести хозяйство. Автор так описывает Коробочку: “Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…” Коробочка знает цену “копейке”, поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее “дубиноголовость” и жадность.
Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне “показывали довольство обитателей “. Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки.
Ноздрев принадлежит к числу людей, которые “всегда говоруны, кутилы, народ видный”. Его жизнь заполнена кутежами, карточными играми, бессмысленной тратой денег. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичикова.
Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять его характер, и жалкое положение крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец “обделан в крепкий дуб”. Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления.
Собакевич показался Чичикову “весьма похожим на средней величины медведя”. Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом: “Хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши; пустила на свет, сказавши: “живет!” Создавая образ этого помещика, автор часто использует прием гиперболизации – это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и “неслыханными усами”, украшавшие его кабинет и многое другое. Собакевич – ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его алчность, стремление к наживе. Заломив цену – “по сту рублей” за мертвую душу, он в конце концов соглашается на “два с полтиною”, лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар. “Кулак, кулак!” – подумал о Собакевиче Чичиков, покидая его имение.
Помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев и Собакевич описаны Гоголем с иронией и сарказмом. В создании же образа Плюшкина автор использует гротеск. Когда Чичиков впервые увидел этого помещика, он принял его за ключницу.
Главный герой подумал, что если бы встретил Плюшкина на паперти, то “…дал бы ему медный грош”. Но позже мы узнаем, что этот помещик богат – у него более тысячи душ крестьян. Гоголь показывает безмерную жадность Плюшкина.
В его доме скопились такие огромные запасы, которых хватило бы на несколько жизней. Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Несмотря на огромные запасы в его доме, он каждый день ходил по своей деревне и все, что ему попадалось на глаза, тащил к себе и складывал в углу комнаты.
Плюшкин живет одним лишь накопительством, он совершенно оторван от внешнего мира. Ему безразличны судьбы его детей. Тем более его не заботят проблемы умирающих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства давно умерли в его душе. А ведь когда-то Плюшкин был предприимчивым, трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейского опыта.
Соседи заезжали к нему поучиться “мудрой скупости”. Но теперь уже скупость Плюшкина довела его имение до полного упадка. Она совершенно бессмысленна и, как показывает Гоголь, приводит к полной деградации личности.
И если Коробочка у Гоголя “дубинноголовая”, Ноздрев – “исторический человек”, Собакевич – “человек-кулак”, то Плюшкин – это даже не человек, это “прореха на человечестве”. Своей поэмой Н. В. Гоголь не только показал читателю истинное лицо помещиков, но и ввел в литературу понятие “мертвые души”. Мертвыми были не только и не столько те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А. И. Герцен так говорил об этом: “Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.
И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”.