Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать”

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ – это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств – аллегорий, метафор, гипербол, – символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы “Двенадцать”.

После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только

что произошедшего, пишет статью “Интеллигенция и революция”, поэму “Двенадцать” и стихотворение “Скифы”, в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год). Поэма “Двенадцать” стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме – это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет “страшный мир”. Вьюга, ветер, пурга – все создает тревожную обстановку: Ветер, ветер – На всем божьем свете! Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир.

Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения,

хаос этого времени: Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом “на брюхе”, буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на “льду” революции.

Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.

Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир. Вообще, двенадцать – ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года.

Возникает впечатление о “пограничном” числе. .Так, конец старого дня, а также начало нового – это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов.

На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше: Эх, эх, без креста… Но это, скорее, антиапостолы – с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: “На спину б надо бубновый туз”. Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с “кровавым” флагом. И так идут эти “грешные апостолы” – из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему.

Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства. …И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль… А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови, Господи, благослови!

И пес к ним не зря пристал. Пес – символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: “Уйди, штыком пощекочу…”, – а он не отстает.

Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо трудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красноармейцев – олицетворение новой жизни. Им приходится пе пеступать через кровь, через насилие, перебарывать себя.

Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, “страшного мира”. А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: “И от пули невредим, и за бурей невидим, …в белом венчике из роз впереди – Исус Христос”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать”