Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его. А. И. Герцин Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово “первый”. А. С. Пушкин писал: “Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.
Современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии.
Он предсказал существование атомов и описал, чем отличаются молекулы от атомов, помог основать первую в истории России химическую лабораторию. В истории русской словесности Михаил Васильевич Ломоносов прославился как выдающийся поэт и филолог. Он много сделал для развития русского
Заслуга Ломоносова как поэта состоит в том, что свои стихи он писал на языке, доступном для широкого круга людей. Его поэтические произведения проникнуты верой в силу человеческого разума, любовью к родной природе, к своему Отечеству. Они вполне понятны и нам, далеким потомкам: Лицо свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь, Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне – дна. Вот что написал Ф. М. Достоевский о вкладе Ломоносова в русскую литературу: “Бесспорных гениев, с бесспорным “новым словом” во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь”.
А каким Михаил Васильевич был ритором (оратором)! Его успехи в этой области признавали даже недруги. Враг ученого Шумахер писал: “Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками”. У Ломоносова мы находим работы, непосредственно адресованные учителям и воспитателям.
По своему жанру они очень близки нынешним: “Российская грамматика”, “Краткое руководство к красноречию”, “Рассуждения об обязанностях журналиста” и др. Педагогические взгляды великого ученого и просветителя обращены в будущее и поэтому сейчас приобретают еще большую актуальность: это принцип построения демократической системы образования, утверждение фундаментального значения духовных ценностей в жизни общества. Только теперь, спустя более чем два века, можно по-настоящему оценить все сделанное этим удивительным человеком.
По словам С. Вавилова, достигнутое Ломоносовым в области физики, химии, астрономии, в приборостроении, геологии, географии, истории, языкознании “достойно было бы деятельности целой Академии”.