Остап Вишня еще при жизни стал легендарной личностью. Из уст в уста передавались о нем бывальщины и небылицы. Часто такие истории доходили и до самого писателя. Вишня некогда не возражал, только мягко улыбался в ответ. Еще в двадцатых годах Майк Йогансен говорил, что все украинцы делятся на две части.
99 процентов составляют те, кто, только что увидев новую “вишневую улыбку”, хватаются за животы, еще даже не прочитав ее. Один процент – это те, что не признают таланта Вишни, считают его спикером отживших традиций, мастером псевдонародных
Читая его произведения, смеются и те, кто любит его творчество, и те, кто его смеха не признают, и те, против кого направлены “вишневые улыбки”.
Всегда улыбающийся, веселый Остап Вишня имел много знакомых, которые называли себя его друзьями. Но десятилетнее заключение значительно уменьшило их количество. Много кто боялся и думать о репрессированном писателе, не то что писать.
О. Полторацкий, автор статьи “Что такое Остап Вишня”, которая вышла после ареста писателя, писал: “Я
Иметь таких “друзей-почитателей” – то и врагов не надо.
Говорят, что слава и несчастья всегда ходят рядом. На судьбу Павла Михайловича выпала великая слава и великая беда. И всегда рядом с ним была жена.
Все десять лет заключения она бросала работу в театре (была талантливой актрисой) и со своей маленькой дочуркой Марией ездила к мужу на свидание. Это ее любовь, преданность помогли Вишне выстоять, выжить в тех нечеловеческих условиях. И еще поддержка друзей-писателей, которые в 1942 году составили список репрессированных украинских писателей, которые, по их мнению, ни в чем не виновны и дороги народу, особенно сейчас – в грозный час Отечественной войны. Юрий Смолич, Николай Бажан, Александр Довженко, Юрий Яновский, Максим Рыльский первым в том списке поставили имя Остапа Вишни. Они искренне радовались встрече с уволенным товарищем, старались теплом своих душ отогреть измученное сердце Вишни.
Никто из них не расспрашивал Вишню о том страшном десятилетии. Да и сам он ничего некогда не рассказывал: не хотел растравлять душевные раны, которые так до самой смерти и не зажили. Друзья хотели знать только одно: возвратится ли Вишня в литературу, сможет ли писать, заискрятся ли снова смехом его печальные глаза.
Кажется, что и сам Вишня не знал, что будет с ним дальше.
И время лечит все. И первым произведением после ссылки стала знаменитейшая “Зенитка”. Украинская литература потеряла замечательного фельетониста и приобрела снова улыбающегося юмориста.
Писателя отогрела народная любовь, вдохновила на творчество красота украинской природы.
“Охотничьи улыбки” – это маленькие шедевры великого мастера. Большая страсть художника – охота – превращалась в средство встреч с простыми людьми, для наблюдения за перелетом птиц и “разговорами” зверей. Из того увлечения вдруг заблестел “вишневый” юмор, который являлся признаком пусть и не полного, но все же таки исцеления.