“Горе от ума” – оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая, нравственно-социальная комедия. А. С. Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. В пьесе нашла свое отражение конкретная историческая ситуация.
Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные. В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого
Это яркий представитель “века минувшего”, он проповедует и защищает жизненную философию “отцов”, т. е. тех, кто имеет консервативные взгляды. “Отцы” в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же
Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, “протекции” молодым чиновникам и пенсии старикам. Естественно, Фамусов и другие московские “тузы” выступают за сохранение своего привилегированного положения. Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, “как делали отцы”, учиться, “на старших глядя”.
Герой восхваляет московские нравы, неизменные век от века: На все свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених. Особый восторг у Фамусова вызывают старички: Поспорят, пошумят, … и разойдутся Прямые канцлеры в отставке по уму. По мнению героя московских дам можно отправить “командовать в Сенат”, а их дочки – “патриотки”, потому что “так и льнут к военным”. В жизненных убеждениях Фамусова пороки превращаются в достоинства, а “пороками” объявляются новые, свободолюбивые мысли и намерения.
Главный “порок” – “ученость”, избыток ума. Основой практической морали порядочного человека он считает глупость и шутовство. О “смышленом” Максиме Петровиче Фамусов говорит с гордостью и завистью: “Упал он больно, встал здорово”.
Фамусовское представление об “уме” – приземленное, житейское. Умен тот, кто сумел устроиться, сделать карьеру за счет покровителей. Фамусов, как и все “отцы”, отождествляет “ученость” с “вольнодумством”. В просвещении он видит огромную опасность: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. Главный вопрос для фамусовского общества – вопрос о службе.
Все в этом кругу мечтают “достигнуть степеней известных”, обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей – “пропащий” человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. “Но захоти – так был бы деловой”, – замечает Фамусов. Герой не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Фамусов хотел бы, как все “отцы”, “и награжденья брать, и весело пожить”. Использование служебного положения для Павла Афанасьевича стало “золотым” правилом: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!… Общественное мнение для Фамусова свято.
Он боится огласки и с горечью восклицает: “Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Фамусов живет по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Вот почему он, встречая Скалозуба, завидного жениха для Софьи, лебезит и суетится перед ним; желая угодить, теряет всякую важность. Образ Фамусова воплощает особенности жизненного уклада самодержавно-крепостнической бюрократии – “отцов”, охранителей существующих порядков. Старый мир в пьесе автор обличает, осуждает.
Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает яростным защитником “века покорности и страха”, отживших порядков и представлений, вызывают гневную реакцию со стороны Чацкого. Именно главный герой выражает в пьесе авторскую позицию: необходима непримиримая борьба с безнравственной жизненной философией “отцов”.