Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог: Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? А. С. Пушкин Одной из важнейших проблем, которые ставил в своем творчестве Л. Н. Толстой, было отношение к войне. Храбрый офицер, участник Крымской войны и обороны Севастополя, писатель много думал о роли войны в жизни человеческого общества. Толстой не был пацифистом. Он различал войны справедливые и несправедливые, захватнические.
Мы убеждаемся в этом, когда размышляем о том, как показаны в “Войне и мире” две войны – кампания
Толстой убедительно доказывает необходимость справедливой, оборонительной войны, цели которой понятны и близки народу. Мы наблюдаем, как рождается единство – общность народа, который понимает, что решается его судьба, судьба будущих поколений, а если проще, судьба детей и внуков. “Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам” (А. С. Пушкин) не позволяет бездействовать.
Люди разных классов, разных сословий объединяются для отпора врагу. “Всем народом навалиться хотят!” – вот ключ к пониманию того, почему во время оставления Смоленска купец Ферапонтов сжигает свое добро; Ростовы, покидая Москву, отдают подводы раненым, лишаясь всего своего имущества; князь Андрей, забывая о своих несчастьях, уходит в действующую армию; Пьер отправляется на Бородинское поле, а затем остается в захваченной французами Москве, чтобы убить Наполеона. Всенародное единство – вот что, по мнению Толстого, определило нравственную, а затем и военную победу России в 1812 году. Изменились и принципы изображения войны Толстым. Если, рассказывая о военных событиях 1805-1807 годов, он раскрывает в основном психологию отдельного человека или групп людей, то при изображении Отечественной войны в центре внимания писателя народная масса, отдельный человек интересует его как частица этой массы. Перед нами разворачиваются широкие картины народной жизни на фронте и в тылу.
Каждый из героев романа, пусть по-разному, вовлечен в эту жизнь, начинает чувствовать то, что чувствует народ, и относиться к происходящим событиям так, как к ним относится народ. Для князя Андрея, например, очень важно, что так же, как он, думают о войне Тимохин и вся армия; ополченцы перед Бородинским сражением “белые рубахи надели”, а Долохов приносит свои извинения Пьеру – это ведь тоже своеобразная “белая рубаха”, очищение перед святым делом, а может, и перед смертью. Бесстрашны и спокойны солдаты и офицеры батареи Раевского; величествен Кутузов, уверенный в том, что победа будет одержана, что Бородино станет началом гибели армии завоевателей. Так все и случилось. “Дубина народной войны поднялась… и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.
Таким образом, изображая в “Войне и мире” военные события, Л. Н. Толстой подчеркивает резкое различие между характером войны с Наполеоном (1805-1807), цели которой были непонятны и чужды народу, и Отечественной войны 1812 года как войны народной, справедливой и необходимой для спасения России.