Не потому, что особой причуде Дань отдаю в этом тихом краю. Просто – мне дорого все, что и людям, Все, что мне дорого, то и пою. А. Твардовский Творчество Николая Васильевича Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Гоголь начинал творческий путь, осознавая свой высокий долг перед отечеством, перед народом.
В 18 лет он писал:
Рассмотрим подробно одну из них, “Ночь перед рождеством”. Со страниц повести Гоголя шагнула настоящая народность, не лубочная, не подделка, а живые люди с их печалями и радостями, тревогами и надеждами. И конечно же юмор писателя.
Он буквально пронизывает ткань повести. С какой тонкой иронией описана причина особой “нелюбви” черта к кузнецу Вакуле. Кузнец слыл за хорошего художника, он изобразил “Святого Петра, в день Страшного суда… изгоняющего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою гибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, пеленами и всем чем ни попало… черт всеми силами старался мешать кузнецу… но работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу”.
Как изящно завернута интрига! В повести Гоголя “Ночь перед рождеством” обилие всяких “волшебств”, но они так оригинально вплетаются в реальные события, что читатель невольно воспринимает их как должное. В эту волшебную ночь должны совершаться чудеса, мы их ждем, и они происходят: Солоха собирает звезды с неба, черт крадет месяц – единственное освещение в Диканьке; Вакула достает черевички, которые носила царица. Выдумка и реальность так органично переплетаются в повести, что читатель уже перестает замечать границу между ними.
Он просто наслаждается чтением. Гоголь – великий мастер слова. Народная речь шагнула на страницы его произведения, сделав его самобытным, неповторимым: “-Что за дьявол! Смотри!
Смотри, Панас!.. – Что? – произнес кум и поднял свою голову также вверх. – Что за пропасть! В самом деле нет месяца.
– То-то что нет,- говорит Чуб…” Кроме всего сказанного повесть интересна народным духом. Читателю необыкновенно интересно знакомиться с национальными особенностями быта, фольклора, верований украинцев. Гоголь откровенно любуется своими персонажами: Чубом и кумой – с легкой иронией, Вакулой – с нескрываемым восхищением. Кузнец привлекает своей силой и открытостью, верностью любви, ради которой он готов на любые испытания. Искренне и поэтично говорит Вакула Оксане о своей любви: “- …ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете.
Если б меня призвал царь и сказал: “Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе”. “Не хочу,- сказал бы я царю,- дай мне лучше мою Оксану!”” Оксана не только капризная красавица, но способна на большую и преданную любовь. Думая, что она навек потеряла Вакулу, Оксана искренно скорбит о юноше: “А вряд ли в другом месте где найдется такой молодец, как кузнец! Он же так любил ее! Он долее всех выносил ее капризы!.. И вся горела; и к утру влюбилась по уши в кузнеца”.
Счастливая развязка еще больше приближает повесть к сказке. Гоголь создает удивительный синтез сказочных персонажей, волшебной нечисти и реально существующих героев. Интересны картинки быта, деталь украинского национального костюма. Повесть привлекательна как детям, так и взрослым.
Каждый находит в ней “свои страницы”.