Урок позакласного читання. М. В. Гоголь “Ніч перед Різдвом”

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 6 КЛАС

І семестр

ЛІТЕРАТУРА І МОРАЛЬНЕ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЛЮДИНИ

УРОК № 30

Тема. Урок позакласного читання. М. В. Гоголь “Ніч перед Різдвом”

Цель: ознакомить с биографией Н. В. Гоголя и повестью “Ночь перед Рождеством”, сообщить об истории создания произведения, учить характеризовать героев повести, сравнивать повести “Ночь перед Рождеством” и “Рождественскую песню в прозе”; развивать внимательность, умение логически мыслить; воспитывать любовь к обычаям и праздникам украинского

народа.

Наглядность: портрет Н. В. Гоголя, тексты “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

– Рождество – праздник мира, душевного спокойствия, отдыха. Это один из самых светлых христианских праздников, который всем христианским миром отмечается с особым благоговением.

Не случайно многие поэты, писатели, художники обращаются вновь и вновь к теме Рождества.

Не остался равнодушным к этой теме и выдающийся русский писатель, родившийся на Украине, Н. В. Гоголь. Одна из повестей,

входящих в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”, так и называется: “Ночь перед Рождеством”.

II. Изучение нового материала

1. Выступление ученика-“литературоведа”

Сообщение о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.

2. Слово учителя о сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки”

В сентябре 1831 г. вышла в свет первая, а в марте 1832 г. – вторая часть “Вечеров”, сразу поставивших Гоголя в ряд первоклассных русских писателей.

А. С. Пушкин дал восторженный и вместе с тем проницательный отзыв о “Вечерах”, отметив их оригинальный юмор, поэтичность, демократизм: “Сейчас прочел “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.

А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”

В сборник вошли 2 предисловия и 8 повестей (“Сорочинская ярмарка”, “Вечер накануне Ивана Купала”, “Майская ночь, или Утопленница”, “Пропавшая грамота”, “Ночь перед Рождеством”, “Страшная месть”, “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”, “Заколдованное место”)

3. Чтение предисловия к I части сборника (выборочно)

– Кто издатель повестей? (Пасичник Рудый Панько)

– Кто является автором историй, по мнению пасичника? (Некоторые истории рассказал дьяк Фома Григорьевич, некоторые – сам Рудый Панько)

– Зачем пасичник рассказывает в предисловии, как проехать на хутор возле Диканьки? (Гоголь хочет создать ощущение реального существования хутора и самого пасичника.)

4. Работа с литературоведческими терминами

Рассказчик – тот, от чьего имени ведется повествование в литературном произведении.

5. Краткий пересказ содержания повести

6. Выявление читательских впечатлений учеников

– Ваши впечатления от прочитанного.

– Какие эпизоды понравились больше всего?

– Кто из героев вызвал у вас симпатию?

7. Характеристика героев повести

– Из списка слов выберите те, которые соответствуют образу Вакулы и черта, Оксаны и Солохи.

Смелость, хитрость, ум, коварство, трусость, богобоязливость, слабость, верность, скромность, мстительность.

Вакула

Черт

Смелость

Трусость

Ум

Хитрость

Богобоязненность

Коварство

Верность

Мстительность

Скромность

Слабость

Непостоянство, гордость, хитрость, себялюбие, корыстолюбие, гостеприимство.

Оксана

Солоха

Непостоянство

Гордость

Себялюбие

Непостоянство

Хитрость

Корыстолюбие

Гостеприимство

Выводы. Вакула и черт проявляют абсолютно противоположные черты характера. Оксана и Солоха тоже не очень похожи между собой, хотя обе пользуются успехом у противоположного пола и обе непостоянны и легкомысленны.

8. Работа с текстом

Фантастика и реальность в повести

1) Зачитайте эпизоды, в которых описываются фантастические события (черт крадет месяц; черт и ведьма летают по небу; Пацюк ест вареники; Вакула отправляется в Петербург верхом на черте).

2) Назовите фантастических и реальных героев повести.

Фантастические

Реальные

Черт

Кузнец Вакула

Колдун

Оксана

Духи

Дьяк

Голова

Чуб

Ведьма

Солоха

Пацюк

Выводы. Наряду с реальными героями в повести присутствуют и фантастические. Некоторые герои, например, Пацюк, выглядят, как обычные люди, но способны осуществлять фантастические действия.

Двойственную природу имеет и Солоха, способная перевоплощаться в ведьму.

Обряды украинского народа в повести

1) Зачитайте строки, в которых описываются обряды украинского народа, связанные с празднованием Рождества.

2) Какие из описанных Гоголем обычаев сохранились до наших дней? Знаете ли вы колядки? Прочитайте украинские и русские колядки, известные вам.

Выводы. Гоголь с любовью описывает обряды украинского народа, его быт и обычаи, использует множество украинских слов, не переводя их на русский язык, чтобы донести до читателя всю красоту, атмосферу праздника на родной писателю Украине.

III. Обобщение и систематизация изученного

Сравните повести Н. В. Гоголя и Ч. Диккенса.

Особенности “рождественской” повести:

1) действие происходит накануне Рождества;

2) срок действия события – одна ночь;

3) Рождественская ночь дарит чудо – преображает героев (Скрудж превращается в добродетельного человека; Оксана влюбляется в Вакулу; Чуб “прозревает” по отношению к Солохе);

4) фантастические герои и события;

5) счастливый финал.

IV. Итоги урока

– С детства мы ожидаем чуда в морозную зимнюю ночь Рождества. И оно приходит – по крайней мере, в замечательных книгах Ч. Диккенса и Н. В. Гоголя.

V. Домашнее задание

Подготовиться к тематической аттестации № 3.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Урок позакласного читання. М. В. Гоголь “Ніч перед Різдвом”