УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 6 КЛАС
І семестр
ЛІТЕРАТУРА І МОРАЛЬНЕ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЛЮДИНИ
УРОК № 30
Тема. Урок позакласного читання. М. В. Гоголь “Ніч перед Різдвом”
Цель: ознакомить с биографией Н. В. Гоголя и повестью “Ночь перед Рождеством”, сообщить об истории создания произведения, учить характеризовать героев повести, сравнивать повести “Ночь перед Рождеством” и “Рождественскую песню в прозе”; развивать внимательность, умение логически мыслить; воспитывать любовь к обычаям и праздникам украинского
Наглядность: портрет Н. В. Гоголя, тексты “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
– Рождество – праздник мира, душевного спокойствия, отдыха. Это один из самых светлых христианских праздников, который всем христианским миром отмечается с особым благоговением.
Не случайно многие поэты, писатели, художники обращаются вновь и вновь к теме Рождества.
Не остался равнодушным к этой теме и выдающийся русский писатель, родившийся на Украине, Н. В. Гоголь. Одна из повестей,
II. Изучение нового материала
1. Выступление ученика-“литературоведа”
Сообщение о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.
2. Слово учителя о сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки”
В сентябре 1831 г. вышла в свет первая, а в марте 1832 г. – вторая часть “Вечеров”, сразу поставивших Гоголя в ряд первоклассных русских писателей.
А. С. Пушкин дал восторженный и вместе с тем проницательный отзыв о “Вечерах”, отметив их оригинальный юмор, поэтичность, демократизм: “Сейчас прочел “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.
А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”
В сборник вошли 2 предисловия и 8 повестей (“Сорочинская ярмарка”, “Вечер накануне Ивана Купала”, “Майская ночь, или Утопленница”, “Пропавшая грамота”, “Ночь перед Рождеством”, “Страшная месть”, “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”, “Заколдованное место”)
3. Чтение предисловия к I части сборника (выборочно)
– Кто издатель повестей? (Пасичник Рудый Панько)
– Кто является автором историй, по мнению пасичника? (Некоторые истории рассказал дьяк Фома Григорьевич, некоторые – сам Рудый Панько)
– Зачем пасичник рассказывает в предисловии, как проехать на хутор возле Диканьки? (Гоголь хочет создать ощущение реального существования хутора и самого пасичника.)
4. Работа с литературоведческими терминами
Рассказчик – тот, от чьего имени ведется повествование в литературном произведении.
5. Краткий пересказ содержания повести
6. Выявление читательских впечатлений учеников
– Ваши впечатления от прочитанного.
– Какие эпизоды понравились больше всего?
– Кто из героев вызвал у вас симпатию?
7. Характеристика героев повести
– Из списка слов выберите те, которые соответствуют образу Вакулы и черта, Оксаны и Солохи.
Смелость, хитрость, ум, коварство, трусость, богобоязливость, слабость, верность, скромность, мстительность.
Вакула | Черт |
Смелость | Трусость |
Ум | Хитрость |
Богобоязненность | Коварство |
Верность | Мстительность |
Скромность | Слабость |
Непостоянство, гордость, хитрость, себялюбие, корыстолюбие, гостеприимство.
Оксана | Солоха |
Непостоянство Гордость Себялюбие | Непостоянство Хитрость Корыстолюбие Гостеприимство |
Выводы. Вакула и черт проявляют абсолютно противоположные черты характера. Оксана и Солоха тоже не очень похожи между собой, хотя обе пользуются успехом у противоположного пола и обе непостоянны и легкомысленны.
8. Работа с текстом
Фантастика и реальность в повести
1) Зачитайте эпизоды, в которых описываются фантастические события (черт крадет месяц; черт и ведьма летают по небу; Пацюк ест вареники; Вакула отправляется в Петербург верхом на черте).
2) Назовите фантастических и реальных героев повести.
Фантастические | Реальные |
Черт | Кузнец Вакула |
Колдун | Оксана |
Духи | Дьяк |
Голова | |
Чуб | |
Ведьма | Солоха |
Пацюк |
Выводы. Наряду с реальными героями в повести присутствуют и фантастические. Некоторые герои, например, Пацюк, выглядят, как обычные люди, но способны осуществлять фантастические действия.
Двойственную природу имеет и Солоха, способная перевоплощаться в ведьму.
Обряды украинского народа в повести
1) Зачитайте строки, в которых описываются обряды украинского народа, связанные с празднованием Рождества.
2) Какие из описанных Гоголем обычаев сохранились до наших дней? Знаете ли вы колядки? Прочитайте украинские и русские колядки, известные вам.
Выводы. Гоголь с любовью описывает обряды украинского народа, его быт и обычаи, использует множество украинских слов, не переводя их на русский язык, чтобы донести до читателя всю красоту, атмосферу праздника на родной писателю Украине.
III. Обобщение и систематизация изученного
Сравните повести Н. В. Гоголя и Ч. Диккенса.
Особенности “рождественской” повести:
1) действие происходит накануне Рождества;
2) срок действия события – одна ночь;
3) Рождественская ночь дарит чудо – преображает героев (Скрудж превращается в добродетельного человека; Оксана влюбляется в Вакулу; Чуб “прозревает” по отношению к Солохе);
4) фантастические герои и события;
5) счастливый финал.
IV. Итоги урока
– С детства мы ожидаем чуда в морозную зимнюю ночь Рождества. И оно приходит – по крайней мере, в замечательных книгах Ч. Диккенса и Н. В. Гоголя.
V. Домашнее задание
Подготовиться к тематической аттестации № 3.