Урок 109 – ИДЕМ В ГОСТИ К ЛЕТУ

Літературне читання 2 клас – Н. В. Гавриш – 2012

ИДЕМ В ГОСТИ К ЛЕТУ

Урок 109

– РАЗМИНКА

Прочитай и быстро проговори скороговорку.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Грамматическая арифметика.

Кот + елка – ка = ? Кабан – ан + лук = ?

ЧИТАЕМ

ЛЕСНОЙ ГОЛОСОК

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалеку от дома в березовом перелеске. Все кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез.

Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными,

то совсем золотыми. Внизу по траве, как волны, бегут и струятся легкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых березок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: “Ку-ку, ку-ку!”

Кукушка! Я уже слышал ее много раз, но никогда еще не видал даже на картинке. Какая она из себя?

Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой,

вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я – к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: “Ку-ку, ку-ку!” – но уже совсем в другом месте.

Как же ее увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла: может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалеку: “Ку-ку, ку-ку!”

Я молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: “Ку-ку, ку-ку!”

Гляжу, через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках1. Наверное, ястребенок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: “Ку-ку, ку-ку!” Вот так раз!

Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только ее видел.

Но мне и видеть ее больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на ее родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж пол века я брожу зимою и летом по глухим, нехоженым тропам и открываю все новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Г. Скребицкий

– Как описывает автор солнечный день в березовом перелеске? Прочитай об этом в тексте.

– Как автор представлял кукушку? Легко ли ее было увидеть? Как писатель перехитрил птицу?

– На кого была похожа кукушка? Прочитай ее описание в рассказе.

– Рассмотри иллюстрацию. Такой ли ты представил себе кукушку? Как бы ты ее описал?

– Подумай, о какой лесной тайне говорит писатель.

– Кукушка – перелетная птица или зимующая в наших краях? Каких перелетных птиц ты знаешь?

1 Пестринки – разноцветные пятнышки, полоски.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Урок 109 – ИДЕМ В ГОСТИ К ЛЕТУ