ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)
Три пальмы
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли1
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ним и из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью2 зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
1 Аравийская земля (пустыня) – северо-восточная часть Сахары, между долиной
2 Под сенью – под защитой, под покровом.
Еще не склонялся под кущей1 зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем изноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!”
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке2 наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс3, пораженный стрелой
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса4вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальм ы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
1 Куща – густая листва.
2 Лука – выступающий изгиб седла.
3 Барс – тоже, что и леопард.
4 фарис – всадник.
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка1 о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Читаем, размышляем, обсуждаем…
1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
2. Подумайте, почему это произведение имеет подзаголовок “Восточное сказание”. Что способствует тому, что в воображении читателя возникают восточные картины?
3. Расскажите, о чем мечтали пальмы. Как они встретили людей?
4. С помощью каких эпитетов изображены эти деревья?
5. Обратите внимание на. описание природы аравийской пустыни, самого каравана. Какова роль эпитетов, метафор и сравнений в создании этих поэтических зарисовок?
6. Какие чувства вызвало у вас описание гибели пальм?
7. Сравните первую и последнюю строфу стихотворения. Какой вывод можно сделать?
8. Подумайте, какие глубокие мысли пронизывают это восточное сказание.
9. Внимательно рассмотрите репродукцию картины В. Поленова “Три пальмы” (на с. 85). Какие строки из одноименного произведения Лермонтова вы бы подписали под ней?
1 Пророк – человек, который пророчит (оглашает, сообщает) людям слова Бога. Здесь идет речь о пророке Мухаммеде (Магомете) – арабском проповеднике единобожия и Пророке Ислама, центральной (после единого Бога) фигуре этой религии; согласно исламскому учению, Мухам меду Бог ниспослал свое священное писание Коран.
10. Представьте себя художником, который оформляет книгу стихотворений Лермонтова. Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к прочитанному стихотворению? Какие цвета выбрали бы для своего рисунка?
11. Подготовьте выразительное чтение наиболее понравившегося фрагмента стихотворения (3-4 строфы).
Читателю XXI столетия на заметку
Пальма – это не только стройная тропическая красавица, но и дерево, которое у многих народов считается священным. Ее и ныне называют символом победы, славы, мира и долголетия. На Востоке пальме отводится такое же почетное место, как дубу в культуре европейских народов. Древние египтяне, живущие в аравийской пустыне, где происходят описанные Лермонтовым события, поклонялись финиковой пальме как Древу жизни. Согласно их поверьям, тот, кто съест ее плоды, будет жить вечно.
Пальмовые ветви совсем неслучайно служили опахалом для фараонов. Символом возрождения и бессмертия пальму считают и в христианстве. Именно с пальмовой ветвью, означающей победу над смертью, часто изображают Иисуса Христа.