ПАРУС – МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)

СТРАНИЦЫ ПОЭЗИИ

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет.

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832 г.

Вопросы и задания

1. Какие чувства и мысли возникают, когда видишь море и слышишь шум прибоя, ощущаешь запах

морских водорослей?

2. Какие чувства и мысли вызывает стихотворение “Парус”?

3. Совпадают ли ваши наблюдения о реальном море с поэтической картиной в стихотворении М. Лермонтова? Что общего, а что различного?

4. Как вы думаете, почему стихотворение называется “Парус”?

5. С помощью каких художественных средств создается в стихотворении образ паруса?

6. Назовите пары слов с противоположным значением. Как они характеризуют парус?

7. Обратите внимание на краски в стихотворении. Какая гамма преобладает? Какое настроение создают эти краски?

Встречался ли раньше лазурный цвет в стихотворениях

М. Лермонтова?

8. Как вы думаете, почему парус назван автором мятежным? В каком значении – прямом или переносном – употребляется это слово? Обратитесь за помощью к словарю.

9. Образ “море – жизнь” является традиционным в поэзии. Море и волны символизируют различные волнения, бедствия и изменения в человеческой жизни. Как вы думаете, что символизирует парус?

Выберите один из вариантов ответа, объяснив свою точку зрения, либо предложите свой вариант, опираясь на текст стихотворения.

А парус – это символ одиночества и грусти человека, брошенного в житейском море

Б парус – это символ свободы, сознательного выбора человеком своей судьбы

В парус – это символ мятежной души, которой трудно отыскать свой берег

10. В стихотворении гениально соединяются две темы: художественная картина моря (первые строчки четверостиший) и голос автора, его размышления о парусе (последние строчки четверостиший). Подчеркните эту особенность.

11. Рассмотрите акварельный Малюнок М. Лермонтова “Парус”. Сравните его с одноименным стихотворением поэта. Сходна ли картина моря или есть отличия? Какое настроение передает морской пейзаж?

Совпадает ли оно с настроением в поэтической картине моря?

12. Выучите наизусть стихотворение “Парус” М. Лермонтова.

13. Прочитайте стихотворение “Парус” М. Лермонтова на украинском языке в переводе Л. Первомайского и сравните его с оригиналом. Насколько точен перевод? Сохранены ли переводчиком образы, интонация, размер подлинника (оригинала)?

ПАРУС

Самотній парус ген біліє

В морськім блакитнім тумані.

Що він знайти в чужині мріє.

Що в рідній кинув стороні?

Лютує вітер, хвиля грає,

І щогла гнеться і скрипить. –

Дарма, він щастя не шукає

І не від щастя геть біжить.

Над ним струмок ясніш лазурі.

День золотий над ним встає.

А він, мятежний, прагне бурі.

Неначе в бурі спокій є.

Литературный комментарий

Стихотворение “Три пальмы” имеет подзаголовок “Восточное сказание”, поскольку действие происходит “в песчаных степях аравийской земли”, то есть на арабском Востоке. Литературоведы считают это произведение балладой. Для балладного жанра характерны сказочная или историческая тема, наличие сюжета, соединение реального и фантастического, драматичность финала.

Баллада, сохраняя драматичность сюжета, дает поэту больше свободы в использовании поэтических тем, сюжетов, образности, чем лирика.

В Сирии стихотворение М. Лермонтова переведено на арабский язык и включено в школьную программу. Сирийские школьники учат его наизусть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

ПАРУС – МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)