“Горе от ума” – главное произведение А. С. Грибоедова. он работал над пьесой несколько лет. Окончательная редакция текста была завершена осенью 1824 года. Однако впервые “Горе от ума” было поставлено на сцене в 1831 году, а опубликовано с очень серьезными цензурными искажениями только в 1833 году.
Комедия распространялась в рукописных списках, пользовалась популярностью в декабристских кругах. Непростая судьба пьесы объясняется тем, что в ней автор отразил конкретную историческую ситуацию и поставил злободневные проблемы: рабства
Это большая группа действующих
Например, Фамусов, как и все “отцы”, отождествляет “ученость” с “вольнодумством”. В просвещении он видит огромную опасность: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. Полковник Скалозуб разделяет отношение Фамусова к просвещению. Образованность не представляет для него никакой ценности: “Ученостью меня не обморочишь”.
Скалозуб не в состоянии понять “блажь” двоюродного брата, который “набрался каких-то новых правил” и вместо того, чтобы выслужить чины и награды вышел в отставку и “в деревне книги стал читать”. На балу у Фамусова он объявляет: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так, для больших оказий. Репетилов, в отличие от других представителей фамусовского общества, на словах – горячий поклонник “учености”. Но просветительские идеи, которые проповедует Чацкий, он окарикатуривает и опошляет, призывая, например, чтобы все учились “у князь-Григория”, где “напоят шампанским на убой”. Репетилов все же проговорился: поклонником “учености” он стал только потому, что ему не удалось сделать карьеру (“И я в чины бы лез, да неудачи встретил”).
Просвещение, с его точки зрения, – лишь вынужденная замена карьере. Загорецкий на балу принимает участие в обмене мнениями о вреде просвещения, однако тут он придерживается более либеральных позиций по сравнению с Фамусовым и Скалозубом: Нет-с, книги книгам рознь. А если б между нами, Был ценсором назначен я, на басни бы налег; ох! басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари.
Загорецкий смертельно боится прослыть вольнодумцем. Он прекрасно понимает, что за аллегориями в баснях скрывается осуждение сильных мира. А “отцы” – это как раз те люди, которые стремятся к продвижению вверх.
Отношение к службе – главный вопрос для фамусовского общества. Все в этом кругу стремятся дойти “до степеней известных”, желают обеспечить себе безбедное существование, высокое положение в обществе. Путь к процветанию – чинопочитание, угодливость.
По мнению Фамусова, достойный пример для подражания “покойник дядя” Максим Петрович, сделавший удачную придворную карьеру (“при государыне служил Екатерине”). Он имел надменный нрав, но, если того требовали интересы карьеры, умел ловко “подслужиться” и легко “сгибался в перегиб”. Именно эту науку продвижения по служебной лестнице отлично усвоил Молчалин. Он тоже убежденный консерватор и считает, что без покровителей не добиться высоких чинов.
Он знает формулу успеха: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить… Для успешной карьеры в фамусовском обществе необходимо не только угождать, но и использовать родственные связи. Фамусов, например, всегда готов “порадеть родному человечку”. Все члены фамусовского общества хотят “и награжденья брать, и весело пожить”. Чацкий разоблачает нравы фамусовского общества в монологе “А судьи кто?..”, рассказывая о недостойном образе жизни “отечества сынов” (“разливаются в пирах и мотовстве”), о неправедно нажитых ими богатствах (“грабительством богаты”), об их аморальных, бесчеловечных поступках, которые они совершают безнаказанно (“защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”).
Один из внесценических персонажей, упомянутых Чацким, “толпу” преданных слуг, спасавших его “в часы вина и драки”, “выменил” на трех борзых собак. Другой “для затей / на крепостной балет согнал на многих фурах / от матерей, отцов отторженных детей”, которые затем были “распроданы поодиночке”. Гости в доме Фамусова воплощают ограниченность, косность, ханжество, пошлость, праздность. Для Чацкого они сливаются в “мучителей толпу”. В этом обществе не брезгуют доносчиком, сплетником и картежным шулером Загорецким, уважают вздорных Хрюминых, боятся деспотичной Хлестовой, снисходительно относятся к угодливости Молчалина, к тупости Скалозуба, к болтливости Репетилова.
И лишь одного не выносят – ума, нравственного превосходства Чацкого. Автор обличает, осуждает “отцов” и считает, что необходима непримиримая борьба с их безнравственной жизненной философией. Я считаю, что комедия А. С. Грибоедова не потеряла своей актуальности, потому что от социальных и нравственных пороков очень сложно избавиться.