ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837)
Песнь о вещем1 Олеге
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам2,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам3;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник4,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях про ведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
1 Вещий –
2 Хозары, хазары – народ, живший в VIII-XI веках в низовьях Волги, Дона и на Северном Кавказе.
3 Обрек он мечам и пожарам – решил разрушить и сжечь.
4 Кудесник – волхв, волшебник, колдун, предсказатель, прорицатель.
“Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня”.
“Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы
Но вижу твой жребий1 на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда2;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ3, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча4 ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего”.
Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
1 Жребий – здесь: будущее, судьба.
2 По преданию, Олег прибил свой щит над воротами Цареграда в знак победы, Царьградом (Цареградом) называли на Руси Константинополь (сейчас: Стамбул) – столицу Византии.
3 Пращ или праща – сложенный петлею ремень или веревка для метания камней.
4 Сеча – здесь: бой, битва.
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
“Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други1, возьмите коня!
Покройте попоной, мохнатым ковром!
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите”.
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…
“А где мой товарищ? – промолвил Олег, –
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?”
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: “Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня”.
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
1 Отроки-други – здесь: слуги князя.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: “Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне1, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!”
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Читаем, размышляем, обсуждаем…
1. Поделитесь своим и впечатлениями о прочитанном.
2. Расскажите, какая легенда положена в основу произведения А. С. Пушкина.
3. Сравните исторический источник и произведение А. С. Пушкина. Когда в нашем воображении возникает более яркая картина? Обоснуйте свой ответ.
1 Тризна – поминки по умершим.
4. Подумайте, каким образом поэту удалось “перенести” нас в далекий X век, приблизить “дела давно минувших дней”.
5. Какими чертами наделены в произведении князь и кудесник? Определите отношение автора к своим героям.
6. А. С. Пушкин, работая над “Песней о вещем Олеге”, тщательно подбирал эпитеты. Рассмотрите примеры, в которых дан первоначальный и окончательный варианты:
Князь по полю едет на смирном (верном) коне.
И к гордому (мудрому) старцу подъехал Олег.
Что изменилось в характеристике коня и кудесника в связи с заменой эпитета?
7. Составьте цитатный план характеристики князя Олега.
8. Устно охарактеризуйте главного героя.
9. Раскройте значение образа “вдохновенного кудесника” в произведении.
10. Внимательно рассмотрите репродукцию иллюстрации В. М. Васнецова к “Песне о вещем Олеге” (с. 76). Сравните ее с произведением, Удалось ли художнику передать настроение стихотворения, его историческую основу?
11. В классе проведите конкурс на лучшего чтеца “Песни о вещем Олеге”.
ПОДЫТОЖИМ ИЗУЧЕННОЕ
1. Объясните, как вы понимаете утверждение российского поэта А. Т. Твардовского, что “у каждого из нас – свой Пушкин”.
2. В стихотворении А. С. Пушкина “Зимнее утро” выделите слова и выражения, в которых наиболее ярко выражено чувство восхищения поэта красотой зимнего утра.
3. Расскажите, кому посвящено стихотворение А. С. Пушкина “Няне”. Какое настроение создает это произведение?
4. Раскройте понятие “строфа”. Приведите примеры из изученных произведений.
5. Сформулируйте тему “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина.
6. Устно составьте “кинофильм” на основе сюжета “Песни о вещем Олеге”: продумайте место, где будут разворачиваться события “фильма”; поделите его на отдельные части; определите действующих лиц; отберите необходимые эпизоды, которые вы хотите “снять”; “устно нарисуйте” (создайте) кадры к каждой из частей “кинофильма”. Нарисуйте иллюстрации к кадрам вашего “кинофильма”. Подпишите их цитатами из текста.
Вспомните, что вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове ; у на уроках литера туры в предыдущих классах.
Какое из стихотворений поэта произвело на вас наибольшее впечатление?