Развитие театрального искусства во второй половине XIX столетия создало все условия для образования, несмотря на запреты царского правительства, украинский “театр корифеев”, а со временем первого профессионального украинского театра. Самоотверженным человеком, который всю жизнь боролся за профессионализм украинского театрального искусства, был И. Карпенко-Карий – драматург, сценарист, режиссер и актер.
Новый украинский театр раскрывал все богатство внутреннего мира, всю физическую и моральную красоту крестьянина-труженика,
И. Карпенко-Карий написал восемнадцать оригинальных пьес, каждая стала своеобразной вершиной драматургии. Драматург был верным сподвижником театрального дела. В стихе Г. Рыльского “Три брата” поэт рассказывает о семье Тобилевичив, которые сделали для
Когда-то, на славу Украине,
Родила мать трех сынов…
Карпенко старший волшебник,
Что обольщает так всех нас игрой,
Что надышит и вас порой…
А сам И. Карпенко-Карий в письме к своему брату Афанасию Саксаганскому 1898 года писал: “Ради Украины, нам дорогой, ради обиженного народа, не имеющего даже и согласия о нашей работе, – мы сделаем, что в наших силах!”
Художник жил и работал ради развития украинского театра, обогатив украинскую драматургию социально-психологической и исторической драмой, социальной комедией. Ему аплодировали Москва и Кубань, Беларусь и Поволжье, так как И. Карпенко-Карий был и прекрасным актером с чрезвычайно тонкой игрой. А потому драматурга, режиссера и актера И. Карпенка-Карого по праву, по выражению Ивана Франко, называют одним из родителей украинского театра.
Драматург был культурным деятелем, борцом за возрождение своего народа. В своих произведениях художник не только разоблачал и клеймил, а и совмещал, просвещал и воспитывал, призвал к добропорядочности во взаимоотношениях людей, к жизни осмысленного и полезного. И. Карпенко-Карий – драматург-новатор в свое время, с психологической мотивацией действий и поступков своих героев, со сквозной идеей свободы личности.
От времен Ивана Франко и сегодня в украинской литературе И. Карпенко-Карего был выдающимся артистом, великим драматургом, талантливым режиссером.
Иван Карпенко-Карый – виднейшая фигура в украинской драматургии XIX – начала XX столетия. Он был, по определению И. Франко, “тем великим драматургом, которому равного не имеет наша литература”.
Драматургическое наследство писателя состоит из восемнадцати пьес, из которых наиболее известной есть пьеса “Хозяин”. Это социально-сатирическая комедия другого типа. Написана она была в 1900 году. В это время процесс развития капитализма в сельском хозяйстве в Украине проходил особенно быстрыми темпами, где на конец 90-х годов XIX столетия полновластными хозяевами была небольшая кучка капиталистов-аграриев, которая жестоко эксплуатировала десятки тысяч тружеников.
Пыльным глазом художника присматривался Карпенко-Карий к тем новым богатеям, которые уже переросли в известного нам Герасима Мошну. Эти наблюдения драматурга за процессом экономического роста украинского “рабства” и стали жизненным основанием комедии “Хозяин”, а прототипами – украинские капиталисты-землевладельцы и их слуги и управляющие.
В письме к сыну И. Тобилевич указал: “Комедия эта очень серьезная, но я боюсь, что будет скучна для публики, которая от комедии ждет только смеха. “Хозяин – злая сатира на мужскую любовь к богатству, без ни одной другой цели”. Но это комедия моего типа, которая призвана была показать, как ненасытная жадность к наживе, что является самоцелью, превращает богатея в морального урода, делает из него страшного хищника, который угрожает существованию других людей. Средствами едкого смеха эта комедия разоблачает одичание большого землевладельца, его духовную убогость и жестокость.
В построении пьесы “Хозяин” автор отошел от упроченных традиций, главное внимание сосредоточиваться на внешней интриге, переплетении эффектных сцен, которые должны рассмешить зрителя. Руководствуясь в своем творчестве жизненной правды, Карпенко-Карий постиг, что социальная комедия должна быть не развлекательной, а поучительной, что она призвана анализировать общественные пнища, глубоко раскрывать разногласия, человеческие характеры.
Углубляясь в характер миллионера, драматург придает большое значение каждой ситуации, реплике в произведении, заботится, чтобы каждый шаг Пузыря, наименьшая деталь быта раскрывали прожорливость, хищнический характер, моральную суть “стяжателя”. Такое развертывание действия вокруг главного персонажа направило внимание и любопытство читателя и зрителя на глубокое исследование человеческих характеров, важных общественных проблем.
По-новому построил драматург и композицию произведения. Автор мастерски соединил комические элементы, которые, безусловно, преобладают, драматические и даже трагические, вот, например, сцена, в которой изможденная голодом гурьба пришла к Пузырю с жалобой на ужасное, нечеловеческое питание. И совсем не смех, а глубокое сочувствие к обездоленным рабочим вызывает она. А кого до глубины души не растрогает трагическая смерть честного юноши Кукушки, который стал безвинной жертвой “хозяйского колеса” Пузыря.
Благодаря объединению комических и драматических элементов комедия “Хозяин” вызывает у зрителя не только едкий смех, а и негодование.
Бесспорно, большим творческим характером автора является центральный образ комедии, художественная сила которого заключается в его мастерской индивидуализации и глубокой типичности. Яркими психологическими и бытовыми деталями, диалогами, преисполненными глубокого содержания, индивидуализацией языка героев, реалистическим изображением середовища, в котором действует Пузырь, драматург сумел создать целостный, убедительный и глубоко обобщающий образ украинского мироеда-миллионера конца XIX столетия, предоставив ему одновременно черт живого, конкретного человека.
Ненасытная жадность к обогащению – основная, определяющая черта в характере Пузыря. Это убедительно показывает автор комедии. Она поглотила все существо, сделала его жестоким и бездушным, скупым и деспотическим, черствым и некультурным.
Но Пузырь дулся, дулся да и лопнул, став жертвой своей ненависти, сытной наживы. И не сочувствие, а саркастический смех вызывает у зрителя неминуемая смерть алчного мироеда.
Отдельными новаторскими чертами есть и применение драматургом таких композиционных элементов и художественных приемов, как характеристика образа, психологические и бытовые детали, введение закулисного действия, насыщение реплик, тирад глубоким подтекстом, умение оживить на сцене отдельные вещи и т. п.. Например, как много значит в комедии история с халатом! Этот предмет домашней одежды в самом деле оживает в произведении, став средством насмешки над Пузырем, его скряжничества и некультурности.
Итак, комедия И. Карпенка-Карого “Хозяин” – комедия нового типа. Она не только смешная, а и очень печальная, за смехом кроются горячие слезы. А еще сильная, серьезная. Тем не менее зря опасался автор, что она будет для публики скучной. Острота и актуальность затронутых в пьесе проблем, жизненная и сценическая правда образов и мастерство композиции обеспечили ей большой успех.
И сегодня с незаурядным успехом идет комедия на сцене современных театров.