Пасторальная поэзия Феокрита и ее подражание в римской литературе

Феокрит – самый выдающийся поэтический талант александрийского направления. Родился ок. 300 г. Чувствительное восприятие природы, поэзия любовной тоски, тяга к интамному, внимание к деталям быта и незначительным людям.

Но мир субъективных чувств получает идеализированных носителей; поэт не отождествляет себя с ними и, подчеркивая их наивность, дистанцирует от себя. Он не гонится за показом своей “учености”.

Создатель идиллии. “картинка”, “песенка”. Так назывались в древности стихотворения небольшого размера, не укладывающиеся

ни в один из привычных жанров.

Историко-литературное значение Феокрита основано прежде всего на его “пастушеских”, буколических стихотворениях. Буколический жанр имел опору в греческом фольклоре – песни пастухов, играющих на свирели, их состязания – обрядовые. Состязание в пастушеских песнях у Феокрита имеет типовую структуру, которая юлизко напоминает сцены “состязания” в новоаттической комедии.

Соперники либо последовательно исполняют по большой песне, либо перебрасываются которкими песенками, близкими по содержанию и размеру. Эта структура восходит к фольклорным состязаниям.

У пастухов был свой фольклор – о пастухах, погибавших в юном возрасте и превращавшихся в цветок или источник. Реальные пастухи отнюдь не пользовались уважением, но фольклорный образ пастуха-певца, носителя любовного томления, был воспринят поэтами-александрийцами как маска, пригодная для того, чтобы мотивировать чувствительную поэзию на фоне сельского пейзажа.

Но у Феокрита пастухи не исключительно отдаются нежным чувствам – часто встречается иронический стиль повествования, порой даже пародийный, зарисовки бытовых черт и суеверий. Картины природы написаны очень искусно, но пейзаж интересует поэта лишь в связи с человеком.

Сборник идиллий, 30 небольших стихотворений. “идиллия” уменьш. от греч. “картинка” или “песенка”. Идиллии из соборника Феокрита весьма разнообразны по жанру. Буколические-пастушеские стихотворения, представляют изображение жизни пастухов на лоне природы, они занимаются главным образом любовью и музыкой.

Мимы-небольшие драматические сценки. Буколический мим-соединение двух предыдущих жанров, напр. любовная перебранка пастуха и пастушки с дальнейшим согласием. Эпиллии-фигуры в гомеровском стиле, небольшие поэмки с мифологическим сюжетом. Соединение лирики и мифа-напр. Эрот, ужаленный пчелой.

Хвалебные песни-Гиерону, Птоломею.

Послания-обращения к скромной труженице. Характеры в идиллиях-люди (чаще невысокого звания, даже рабы) и окружающая их Природа. Изображены не всегда поэтически. Нетрудовой элемент тоже не всегда подвергается идеализации. Влюбленные герои настроены очень поэтически (Циклоп).

Являются и драматические характеры, т е изображены и грубые низкие нравы, и трудовые идеалы, и поэтическая психология, и страстный драматизм. Перебрал все возможные в его время характеры связанные с бытом мелкого человека. Действие очень ограничено, обычно только одно происшествие или намек на него.

Место мягкая, ласкающая южная природа.

Мало чего говориться об искусственных вещах, больше растения и животные. Хотя пространные описания природы нечасты, весьма выразительны. Для Феокрита характерно соединение бытовизма, простоты и эстетического любования. Идиллии дают общественно-политическую картину (воспевает правителя Египта Птоломея, но не совсем искренне, рисует картину крупного землевладения и рабовладения).

Но поэт склонен указывать на тленность царских богатств. Наряду с властителем появляется и образ маленького человека, черпающий свою утешение в красоте природы. Основная тема-эстетизма, беззаботного наслаждения жизнью, без внимания к трудовым и практическим сторонам действительности. Ф. Идеализирует пастухов, как представителей беззаботной жизни, где на первом месте музыка и любовь. Больше половины идиллий посвящено влюбленным пастухам.

Иной раз возникает мотив иронии, насмешки, скептицизма. Феокритовские пастухи только с виду являются простыми людьми, они могут развлечь городского жителя. Эстетизм, ирония, скептицизм ф.-символы растущей городской цивилизации, но не борьбы с ней.

Стиль изящной миниатюры. Характеры лишены подробной разработки, подчеркивают типические тенденции. В идиллиях сложный эстетический х-р, восторженное и манерно-наивное изображение с налетом иронии и напускной серьезности.

Ф. Увлекается детализацией описаний, доходит до пестроты и натурализма. Но натуралистическая деталь выступает в качестве эстетической самоцели.

Катулл в своих эпиталамиях пытается создать новый синтаксис, переходит к коротуим фразам, соединенным по принципу контраста или перелеллизма на манер Феокрита.

Самый известный подражатель Феокрита – Вергилий, который пишет сборник “Буколики”. (42-39 г.). Там он воспроизводит жанр пастушеских идиллий. Как и у Феокрита, сборник состоит из 10 произведений. Но его отношение очень отличается. У Вергилия нет дистанции между автором и персонажами.

Пастухи похожи на автора в образованности. Нереальность обстановки подчеркнута географическим смешением. Мозаика цитат, мотивов, образов, других выражений, заимствованных из Феокрита и др. элиинистических авторов. Очень многое почти дословно переведено из “киклопа” и др идиллий Феокрита, но переосмыслено.

Повышенная интенсивность внутреннего мира.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Пасторальная поэзия Феокрита и ее подражание в римской литературе