Литературная судьба поэмы – отображение отношения к национальной идее. Драматическая поэма “Боярыня” была выдана отдельными изданиями в 1914 году,
И потом еще в 1918 и 1923 годах. После этого вплоть до 1989 года ее не то что не
Печатали, а и не упоминали. В свое время в 1929 году была опубликована вступительная
Статья М. Драй-Тучи к поэме “Боярыня”, а с того времени даже в академическом
Издании советских времен поэмы “Боярыня” не было. Она была запрещена,
Так как оставалась актуальной и вызвала определенные ассоциации.
Обращенная
Национальной судьбы народа были ведущими в творчестве Леси Украинки, так как она
Была сознательной патриоткой и ощущала необходимость защиты украинства, отстаивание интересов своего народа. В поэме “Боярыня” ощутимы два мотива.
Мотив национальной пассивности. Эта проблема в поэме связана с проблемой национальной измены, которая показана через оценку результатов Переяславского совета уже в действии в разговоре между Степаном и братом Оксаны Иваном, и оправдание Степана относительно того, почему он в Москве (“На
Мотив национальной пассивности целиком отображен в позиции Степана, который говорит, что отец учил его не поднимать оружие против брата, а на самом деле уже отрекся национальной идеи, перейдя на службу к русскому царю.
Мотив ностальгии. Мотив ностальгии вырастает из непринятия московских обычаев и взаимоотношений между людьми как на бытовом, так и на общественном уровнях (одежда, унизительная “поцелуйний обряд” и прочие). У Оксаны зреет мысль о том, что Московщина – “неволя бусурманская”, “темница”. Ведь здесь ей невольно не то что жить своим домом и своим законом, а она должна бояться во всякое время немилости царя.
Что уже говорить о защите интересов Украины! Из тоски по родному краю Оксана начинает болеть, она теперь и на Украину не может поехать, так как стыдно и за себя, и за мужа, который “сидел в городе за печкой московской” в то время, как на Украине лилась кровь.
Реалистическое и романтическое в поэме. Изображая историю героев на фоне событий эпохи Руины, Леся Украинка, с одной стороны, считает за нужное подать романтически взвешенный образ Оксаны – патриотки Украины, достойной дочери не только казацкого старшины Алексея Перебойного, а и своего края. Именно через этот образ поэтесса осмысливает образы Родины, патриотизма, национальной чести. Вместе с тем Леся Украинка подает целиком реалистические картины, которые изображают достоверные детали общественно-политической, общественной и бытовой жизни России XVII столетия: шовинизм, великодержавный цинизм в отношении к другим народам, отступничество от договорных статей Переяславского совета 1654 года (“Все нам в глаза той присягой тыкают… Почему же они сами забыли Бога?”), рабское угождение (Степан признает, что вынужден “холопом Степкой” себя называть и руки целовать, как невольник….
Детали же быта, обрисованные в “Боярине”, напоминают описанное М. Лермонтовым в “Песне о купце Калашниковом”.
Противостояние двух миров. Леся Украинка довольно категорически изображает Украину как “мир веселый”, а Москву как неволю, “темницу”. Но это противопоставление обусловлено не “воинствующим национализмом”, в чем ее предъявляли обвинение, а оскорбленным национальным чувством.
Она нигде не культивирует национальной ненависти и довольно самокритично относится и к своему народу (“мы – паралитики с блестящими глазами”). Но, осмысливая проблемы национальной истории времен Руины, она осмысливала одновременно и современную ей национально-политическую ситуацию, и ее поэма – вопль боли к своим национальным “беспамятным людям”, а также напоминание всему миру о том, что нация с героической историей и высокими морально-этическими традициями заслуживает по крайней мере не унижения своего достоинства “старшим братом”, а почета.