Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015
Наша дружная семья
СЕМЬЯ
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесет, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмет на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
Пойдем мимо елей грибных.
Грибов наберем на опушке,
Затейливый корень найдем,
В забытой лесничей
Мы чаю с малиной попьем…
А мама, склонясь над кроваткой,
Спокойную песню споет,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовет!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
Мария Тахистова
Какой вопрос беспокоит мальчика? Чем он вызван? Какой ты представляешь себе семью мальчика?
Какое настроение у этого произведения? Какими выразительными средствами ты сможешь его передать?
ОТКРЫТКА
Вовка грустно разглядывал разложенные на столе открытки. И зачем он их купил! Все открытки, конечно, очень красивые.
Глаз
ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ,
МИЛОЙ ТЕТЕ,
ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ,
НЕНАГЛЯДНОЙ ДОЧЕНЬКЕ.
Других открыток в магазине не оказалось. Вовка и набрал сгоряча таких, какие были. День рождения-то завтра!
Открытку “ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ” тоже прихватил на всякий случай. Уж больно хороша! А теперь вот сиди и ломай голову, что с ними со всеми делать.
– Придумал! – наконец радостно хлопнул себя по лбу Вовка. – Допишу кое-чего – и порядок!
Он схватил фломастер и старательно засопел над первой открыткой. Через пару минут на открытке красовалось: “ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ моего дедушки”. Вовка еще немного подумал и решительно добавил: “…которая стала его женой”. Чтобы уж точно никто не сомневался, что открытка предназначена именно Вовкиной бабушке.
Но, к сожалению, необходимое пояснение оказалось длинноватым и неряшливо уползло далеко вниз. Не пойдет!
Вовка принялся обрабатывать вторую открытку. Он долго что-то высчитывал, хмурил брови, щелкал языком. В конце концов и эта открытка стала убедительно адресована бабушке. Кому же еще, если на ней написано: “МИЛОЙ ТЕТЕ Асе моего двоюродного дяди Васи!”
Но во время чудесного превращения открытки Вовкина рука предательски дрогнула. В результате – отвратительная помарка. Опять вся красота насмарку. Вовка тяжело вздохнул и взялся за следующие открытки. Для третьей и четвертой подробных дополнений не потребовалось.
Получилось изящно и коротко: “ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ моей мамы и НЕНАГЛЯДНОЙ ДОЧЕНЬКЕ моей прабабушки о. Выбирай любую!
– Вот теперь супер! Класс! – довольно крякнул Вовка, причем так громко, что разбудил котенка Классика, дремавшего на диване.
Классик решил, что хозяин приглашает его полюбоваться своей работой, бодро вскочил на стол и немедленно опрокинул прямо на открытки стакан с томатным соком, который Вовка собирался выпить, да так и забыт.
Вовка застонал от досады. Он выставил орущего Классика за дверь, забегал по комнате, бешено вращая глазами, потом плюхнулся на стул. Еле взял себя в руки.
Итак, оставалась одна открытка – ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ. “Шеф”, к счастью, не пострадал от сока.
– Сейчас и ты у меня станешь бабушкой, – зловеще прошипел Вовка и начал шевелить мозгами со страшной силой.
Надо сказать, что не напрасным было это шевеление. Через некоторое время на открытке нарядно извивалось: “ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ-повару нашей семьи”. То есть опять-таки бабушке!
Но буква “у”! Букву “у” из слова “шефу” необходимо было убрать! Иначе неграмотно!
Ножичком, что ли, соскрести?
…Буква “у” стремительно исчезла под натиском лезвия. А на ее месте с точно такой же скоростью образовалась дырка. Все!
Последняя открытка испорчена!
Вовка в сердцах швырнул “Шефа” на пол и рухнул на диван.
Утром все поздравляли бабушку с днем рождения. Вовка тоже чмокнул “новорожденную” в щечку и вручил ей открытку небывалых размеров.
– Спасибо! Какая прелесть! – обрадовалась бабушка. – Это ты сам смастерил?
Вовка скромно шмыгнул носом. Открытка действительно удалась на славу: с цветами и сердечками, вырезанными из послания ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ, голубями и ленточками из МИЛОЙ ТЕТИ, с ящиком шампанского и обезьянкой в галстуке из ОБОЖАЕМОГО ШЕФА. И конечно же, с поздравлением от всей Вовкиной души.
Марина Дружинина
– Какую проблему пытался решить Вовка? Найди и прочитай отрывки, как мальчик придумывал изменения к поздравлениям. Менялось ли его настроение во время работы?
Какие выразительные слова и выражения использовала писательница?
Какими ты представляешь себе Вовку и его бабушку?
На сколько частей можно разделить этот рассказ? Подбери заглавие к каждой части. Прочитай еще раз рассказ по составленному плану.
ШУТКИ – ЭТО НЕ ШУТКИ
В кармане у Маши раздался звонок.
– Алло! – поднесла она к уху телефончик.
– Привет, – послышался голос дедушки. – Машенька, нужна твоя помощь! Ко мне прилетел гость с планеты Розалиус, а я очень занят. Побудь с ним до вечера!
– Хорошо, дедушка! – Маше очень нравилось, когда дед доверял ей важные дела. – А ты не против, если я позову Мишу?
– Конечно, не против. Главное, не давайте гостю скучать! – и дедушка положил трубку.
Вскоре позвонили в дверь. Маша и Миша, ее лучший друг, наперегонки помчались открывать. Перед ними стоял высокий человек с синими волосами и цифрой 25 на голубом свитере.
– Здравствуйте! – сказал он.
– Добрый день! – поздоровались дети. – Проходите, пожалуйста!
– А Вы спортсмен? – с порога спросил Миша и указал на цифру.
– Я ученый. А 25-й – это мое имя, – улыбнулся розалианин.
Они сели на диван, и Маша решила начать разговор:
– Вы любите цирк?
– Цирк? Не знаю… – пожал плечами Двадцать Пятый. – На нашей планете “цирк” не водится.
– Вот бедняги! – шепнула другу Маша. – Быстрее включай видеовизор!
Миша нажал нужную кнопку, и на экране появились два клоуна. Они задорно колотили друг друга надувными бананами.
– Ха-ха-ха!.. – засмеялся Миша, как от щекотки.
– Хи-хи-хи!.. – залилась смехом Маша.
– Хмм… – сказал гость. – Разве это смешно, когда люди друг друга бьют?
– Они же дерутся понарошку, шутят, – объяснил Миша.
Двадцать Пятый поднял синие брови:
– А как это – “шутят”?
– Шутить – это делать, чтобы всем было весело, – растолковала Маша. – Помнишь, Миша, как мы подменили семена твоей бабушке? Вместо арбузов у нее на грядке выросли красные двухметровые огурцы с Сатурна! Бабушка чуть не упала в обморок, но потом передумала и рассмеялась! – Миша украдкой глянул на гостя и решил сменить тему:
– Скажите, а сказки на Вашей планете есть?
– Сказки? Ммм… – загудел Двадцать Пятый. Он включил на всю мощь свою скоростную память. – А какие они… на вкус? – спросил он.
– Сказки – они очень, очень сказочные! – терпеливо разъяснила Маша. – В них приключения, волшебники, ковры-самолеты… В сказке слон может превратиться в маленькую мышку!
– О, это запросто! – улыбнулся наконец гость. – Только понадобится преобразователь последней модели, мое личное изобретение… А летающие ковры у нас только в музеях, как устаревшее средство передвижения.
– А волшебство как же? – заволновалась Маша. – …И что Вы читаете перед сном вашим детям?
– Справочник по химии – мой сын сразу засыпает.
Маша и Миша растерянно переглянулись.
– Детям без сказок нельзя – они так заржаветь могут!
Девочка сбегала в детскую и вернулась с большущей горой книг. – Читайте на здоровье! – обратилась она к гостю. – Я все равно их уже наизусть знаю.
– Спасибо! – Двадцать Пятый засиял от радости, и вся комната озарилась серебристым светом.
“Пи-пи-пиии!” – запищала у него какая-то кнопка.
– Извините, мне пора зарядиться. Ушло много энергии…
Гость прощался с ребятами, когда в комнату вошел дедушка.
– Спасибо за все, – пожал ему руку инопланетянин. – Было очень интересно: и цирк, и шутки, и сказки…
– Я знал, что Вам будет полезнее всего пообщаться именно с детьми, – хитро прищурился дедушка.
Наутро с Розалиуса пришла космограмма.
– Долетел хорошо. Закажите, пожалуйста, сто билетов в цирк. С приветом, Двадцать Пятый, – прочитала Маша. И вдруг листик в ее руках превратился в воробья!
Воробей сказал “мяу” и выпорхнул в окно…
Елена Камова
С какой просьбой обратился к Маше дедушка? Охотно ли девочка согласилась ему помочь?
Кем оказался новый знакомый дедушки?
С чем познакомили дети инопланетянина? Что его удивило в их рассказе?
Какие иллюстрации можно было бы сделать к этой сказке? Расскажи, какой эпизод тебе хотелось бы проиллюстрировать.
“…Я ПОМНЮ РУКИ МЕТЕРИ МОЕЙ…”
…Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата…
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
“Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!”
Николай Рыленков
– Выразительно прочитай стихотворение. Какие еще стихи о маме ты знаешь?
Народная мудрость
Материнская ласка конца не знает.
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Знакомимся с картиной В. ВОЛЕГОВ. “ЛЕТНИЙ ПОРТРЕТ”
Поэтическое изображение матери с ребенком, прославление материнской любви. К этой теме в течение многих веков обращаются не только писатели, но и художники.
Вглядись в репродукцию картины “Летний портрет”. На залитой солнцем террасе молодая мама читает дочери книгу. Малышка внимательно слушает, удобно устроившись на материнских коленях. Видишь, как ей тут спокойно и хорошо!
Дочурка очень хочет помочь маме – старательно переворачивает маленькими пальчиками странички книги.
Владимир Волегов. Летний портрет
Так хочется, чтобы никто не потревожил минут их общего увлечения! Даже солнце стеснительно прячется в облаках, затихает легких! летний ветерок.
Какие краски преобладают на картине? Почему? Что этим хотел передать художник?
Какие размышления вызывает у тебя эта картина?
Какие еще картины с изображением матери и ребенка ты знаешь? Кто их написал? Где их можно увидеть?
Какие музыкальные произведения на эту тему ты помнишь?
Первый человек, которого мы любим в жизни, – конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие писатели обращались в своем творчестве к этой теме.
Одни – печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие – с юмором вспоминая детские проделки. Но все же эти произведения отличает общее настроение: мама – это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.
Послушай два произведения в исполнении учителя. Постарайся определить общее настроение этих произведений. не перечитывая их.
МАТУШКА
(Отрывок из повести “Детство”)
Когда я стараюсь вспомнить матушку, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная рука, которая так часто меня ласкала.
Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно, если она не изменяет его, то оно обыкновенно.
По Льву Толстому
ПРОСТОЕ СЛОВО
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и нежней одно –
Из двух слогов простое слово “ма-ма”,
И нету слов роднее, чем оно!
Игорь Мазнин
– С похожим ли чувством писатели Л. Толстой и И. Мазнин употребляют слово мама? Найди и прочитай те слова из произведений, которые передают преклонение авторов перед женщиной-матерью. Какие слова тебе хотелось бы добавить?
– Какое произведение раздела произвело на тебя самое яркое впечатление? Что наиболее тебя удивило – построение сюжета или убедительные языковые средства?
Как ты считаешь, удалось ли автору понравившегося тебе произведения точно выразить настроение героев, изобразить словами яркие, запоминающиеся картины? Обоснуй свой ответ.