Толстому драма “На дне” не понравилась: она была неправдой, потому что ее персонажи говорили чистейшим литературным языком, без примеси городского просторечия или крестьянского говора, а сама пьеса не отражала настоящего быта ночлежников. Но горьковское произведение – не о быте людей дна. Здесь ставились более серьезные и важные вопросы. Что такое человек?
Что такое правда? Что такое жизнь и куда мы уходим потом? Существует ли мир на самом деле или “во что веришь, то и есть”?
И каков этот мир? Бубнов считает, что мир подлый
И, если человек умирает, надгробное слово у Бубнова короткое: “Кашлять перестала, значит”. Для скорняка (и профессию ему автор подобрал – жестокую) на свете нет ни добра, ни любви, ни жизни. Жесток и страшен мир несчастного Бубнова и на самом деле, и в его видении. Еще один философ – Сатин. В его “вселенной” много прекрасного: “Славная, брат, была человечинка
Это – великолепно! Это звучит… гордо!” Он много читал, ив его речи звучат странные слова из его прошлого – не о еде, не о деньгах… Он и преступник ненастоящий: “убил подлеца в запальчивости и раздражении”.
Сатину тоже придется произнести надгробное слово: “Эх, испортил песню… дурак!” В его мире нет места для труда: “Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?” Значит, нет и самой жизни, а есть только бессмысленное пребывание в бессмысленном скопище людей и водочный дурман. Третий и самый непонятный исследователь жизни – странник Лука, появившийся неожиданно, неизвестно откуда и пропавший бесследно, оставив после себя толки и споры как героев пьесы, так и зрителей и критиков. И никто не знает, в чем его вера.
Умный и наблюдательный, он легко и быстро завоевывает доверие людей и подыгрывает их надеждам и иллюзиям. Это ему принадлежит высказывание: “Во что веришь, то и есть”. В таком случае, нет смысла в труде и борьбе: представь себе, что ты сыт и здоров, что счастлив и радостен твой жизненный путь.
Но пока – Лука приятен всем и ему, кажется, приятны все: “Ни одна блоха не плоха…” Ему поверили все, а на умнейшего из ночлежников “он подействовал… как кислота на старую и грязную монету”. Но именно он, по-моему, дает трезвую оценку происходящему: Лука быстро сориентировался в трагических следствиях драки Пепла с Костылевым и нашел разумный выход. Но, как бы то ни было, мы получаем ответы на вопросы, которые мучают героев пьесы: “Человек!
Это не ты, не я, не они…”; “Правда – бог свободного человека”; “Ложь – религия рабов и хозяев”. Значит, правда заключается в том, что не должно быть рабов, а значит, – и хозяев. Жизнь – это труд и борьба, любовь и забота, и после нее нет ничего, что было бы доступно земному человеку.
И человек, если хочет стать Человеком, должен перестраивать мир для добра. Должны появиться лечебницы “для организмов, отравленных алкоголем”, женщины должны знать любовь и плакать от счастья, а труд должен стать радостью и удовольствием. “В этом – все начала и все концы… Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!”