Быть иль не быть, вот в чем вопрос… В. Шекспир В основе сюжета “Гамлета”, написанного Шекспиром в самом начале XVII века, лежит старинная легенда. Она рассказывает о том, как юный принц Гамлет, притворившись безумным, чтобы не казаться опасным для врагов, отомстил своему дяде за убийство отца. У легенды счастливый конец – Гамлет торжествует. В трагедии Шекспира все иначе.
Шекспировское время породило людей, которые, видя вокруг ложь и неправду, мечтали о других, справедливых человеческих отношениях. Но они же и понимали, что бессильны
Он один весь в черном среди окружающих его наряженных и улыбающихся людей. Взгляд его угрюм, брови сдвинуты. Он скорбит о своем неожиданно умершем отце, которого слишком быстро забыла королева: Нет месяца!
И целы башмаки, В которых гроб отца сопровождала… Рассказ Призрака о подлом убийстве окончательно раскрывает Гамлету глаза на преступность окружающего мира. Рушатся былые устои, весь свет кажется принцу “ничтожным, плоским и тупым”. Тень отца призывает Гамлета к мести: “Прощай, прощай и помни
Возврата к прошлому нет. Утрачены его прежние представления о жизни и людях. “Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?” – восклицает он. В древней легенде главное для Гамлета – долг кровной мести.
Но в трагедии Шекспира принц не только стремится отомстить за убийство отца – он мечтает изменить мир, где царят предательство и обман (“развращенный век”), в лучшую сторону. Но он может только мечтать об этом. Этот разлад между мечтой и действительностью заставляет Гамлета метаться, быть недовольным собой. Он весь в смятении, в исканиях. В течение всей трагедии Гамлет – страстный, негодующий обличитель. “Каждое слово Гамлета есть острая стрела, облитая ядом”, – писал Белинский.
Все яснее принц видит, что те, кому он верил и кого любил, вольно или невольно оказались в лагере врагов: мать, Полоний, Лаэрт, Офелия. Предателями становятся и школьные товарищи – Гильденстерн и Розенкранц. От этого ему становится еще больнее. Гамлет страдает, ему кажется, что весь мир – тюрьма, а его родина Дания – мрачное подземелье. Вспоминая о своей клятве, он упрекает себя в том, что слишком медлит с местью.
Но желание действовать борется с сомнениями. Кроме мести, его волнуют глубокие проблемы века, смысл жизни: Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Смириться под ударами судьбы Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними разом.
Умереть. Забыться И знать, что этим обрываешь цепь Сердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу… Быть – для Гамлета значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но вокруг торжествует зло, которое он в одиночку не может победить.
И Гамлет мучается от внутреннего разлада. Гамлета травят, как зверя. Маска безумия дает ему возможность говорить врагам в лицо правду. Ведь безумному это можно. Но принц понимает и то, что словами врагов не победить, что человек только тогда чего-то стоит, когда действует ради великой цели.
Личная же месть не может быть такой целью. В драме Шекспира Гамлет погибает. Погибает и Лаэрт.
Заколот король, отравлена королева. В последние минуты жизни Гамлет просит своего друга Горацио рассказать миру о его жизни. Он думает о потомках, о судьбе своей страны. Великий драматург обратил развязку своей трагедии к будущему. Может быть, те, кто придет на смену погибшим, будут жить по-другому: лучше, чище, без лицемерия и обмана.
Недаром же принц датский называл человека “красой вселенной, венцом всего живущего”.