ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837)
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры1,
Звездою севера явись!
Вечор-2, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Beликолепными коврами,
1 Аврора –
2 Вечор – вчера вечером.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Читаем, размышляем, обсуждаем
1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
2. Какие
3. Подумайте, с какой целью рядом с описанием зим него утра А. С. Пушкин рисует картину вчерашней вьюги.
4. Определите, каким размером написано это стихотворение.
5. Найдите в тексте сравнения и определите их роль в произведении.
6. Наизусть выразительно прочитайте стихотворение.
7. Расскажите о своих любимых местах в вашем городе или селе. Постарайтесь передать их красоту и вашу любовь к ним.