Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”. Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для, человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошел через испытания “настоящего Двадцатого века”, ибо внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, ее окружавшему. “Я –
Еще в ранней лирике ее героиня жила с постоянным чувством тревоги в душе, после революции же ощущение царящего в мире неблагополучия
Однако это не значит, что поэзия Анны Ахматовой наполнена жалобами и обидами. Скорее, мы можем назвать это противостоянием обстоятельствам, враждебной судьбе, тяготами испытаний: …На каждый вызов новый Есть у меня ответ достойный и суровый. Героиня Ахматовой оказалась в этом враждебном мире не просто по воле обстоятельств.
Для поэта чрезвычайно важен мотив выбора собственной судьбы, выбора, предопределенного ощущением единства с родной землей, на которой довелось родиться и в которой предстоит быть похороненной. Сила духа, движение жизни вопреки всему – вот то светлое начало, которое лежит в основе ахматовского отношения к миру: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? И поэтесса сама отвечает на этот вопрос: И так близко подходит чудесное К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное, Но от века желанное нам. Это неизвестное, но желанное чудо – это глубь июльских небес, дыхание цветущего вишневого сада, высокое звездное небо – все то, что выше времени, потому что принадлежит вечности. А потому А. Ахматова никогда даже в мыслях не могла отвернуться от родной страны.
В поэзии Анны Ахматовой удивительно органично сочетаются слова “я” и “мы”. “Мы” – это ее поколение, от имени которого она говорит. Главным предметом художественного осмысления поэтессы становится судьба ее сверстников, судьба людей, чьи нравственные ценности сложились в одном мире, а жизнь прошла в другом. С наибольшей убедительностью и ясностью о судьбах своего поколения А. Ахматова высказывается в поэтических раздумьях о собственной судьбе, I своих испытаниях и бедах.
И это становится главной темой стихов, которые мы можем назвать лирическим дневником личной жизни. Параллельно с ними в творчестве Ахматовой звучит другая тема – тема историческая, к которой относятся такие произведения, как “Царскосельская ода”, “Северные элегии” и др. В них речь идет прежде всего о трагической обреченности старого, дорогого памяти поэта мира.
Ахматова всегда осознавала, как много было в том мире истинного. И ее поэзия помогает нам сохранить эти свергнутые, но, надеюсь, не безвозвратно утраченные ценности. В своем главном произведении сороковых – пятидесятых годов – “Поэме без героя” А. Ахматова наиболее полно раскрыла три занимавшие ее на протяжении долгого времени темы – это судьба поколения, личная судьба как часть большого целого и память об утраченном.
В своем произведении поэтесса стремится сделать то, что предрекает в “Реквиеме”: Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царкосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей… С одной стороны, в “Поэме без героя” звучит ирония над поколением А. Ахматовой, но гораздо сильнее звучит осуждение того времени, которое обрекло поэта на страшную участь, она как бы вершит суд: …рот ее сведен и открыт, Словно рот трагической маски, Но он черной замазан краской И сухою землей набит. Но судьба поэта не трагичней судьбы близких ему людей: …и тебе порасскажем мы, Как в беспамятном жили страхе, Как растили детей для плахи, Для застенка и для тюрьмы. Трагедия русского народа становится для Анны Ахматовой более значимой, чем трагическое происшествие 1913 года.
И, в отличие от большинства поэтов-современников, поэтесса видит трагедию страны не только в трагедии войны, а, скорее, в “дороге, по которой ушло так много”, в дороге на восток, в лагеря. Ахматова уподобляет свою судьбу участи тех, кто прошел эти ужасные испытания, очень точно используя образ двойника: А за проволокой колючей, В самом сердце тайги дремучей Я не знаю который год – Ставший горстью лагерной пыли, Ставший сказкой из страшной были, Мой двойник на допрос идет. Поэзия Анны Андреевны Ахматовой – это свидетельства человека, который прошел через все испытания, на которые ее обрек “век-волк”, свидетельства того, насколько ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естественные основы человеческого существования, то, что складывалось в мире столетиями.
Но одновременно это и свидетельство того, что живую жизнь, настоящее, вечное в людях уничтожить невозможно. И наверное, именно потому поэзия А. Ахматовой так важна и так значительна для нас.