XX столетие обозначилось интересом к мифу, как со стороны писателей, так и со стороны читателей. Миф всегда считался глубинной основой человеческого и историко-культурного бытия, а писатели XX столетия стремились по-новому показать древний миф, использовать его символьную направленность, чтобы показать его грани, которые приоткрываются в наше время. Одним из таких авторов был Кнут Гамсун автор романа “Господин”.
Почему же так назвал свое произведение писатель? Герой романа лейтенант Глан сперва и сам напоминает это мифическое существо.
Он так любил землю, что ради нее покинул Олимп. Так же и Глан жил нелюдимом в лесной сторожке, где его единственным товарищем был пес Эзоп. Этот мужчина был счастливым среди природы, наслаждаясь каждым мгновением жизнь среди птичьего пения в солнечный или облачный день.
Кажется, больше ничего человеку и не нужно, так как он сам – источник радости и грусти.
Глан настолько ощущал природу, что понимал даже серый камень, который, казалось, узнавал его. Тот камень был частью удивительной природы, которая дарила
Когда же появляется другой Господин? Когда происходит встреча с Эдвардой и ее отцом. С того времени Глана начало мучить одиночество, так что он даже клал в карман два медяка и звенел ими, чтобы не было так одиноко. “Ночи не стало, солнце только окуналось в море и снова выходило на снег, еще свежее и краснее”. И каждый раз Глан, прислушиваясь к ночному шепоту, будто ощущал, как Господин смеется над ним. Пока длятся его запутанные отношения с Эдвардой и Евой, время от времени Глан будто слышит голос Господина, ощущает на себе его взгляд.
Душа его слышит этот призыв. О чем говорит бог лесов? Может, предупреждает о том, что герой никогда не сможет жить среди людей, среди их страстей, так как и сам погружается в их водоворот.
Тогда и охватывает его та самая Господиника, которая гонит героя по лесам в напрасном поиске покоя.
По мифу, такой страх – Господинику – способен был нагонять именно Господин. Весь роман преисполнен иллюзий из мифа о Господине. В самом произведении много аналогий с этим богом природы, который, по легенде, владел даром пророчить. А с средних веков Господина уже считали злым духом.
Все эти черты воплощены в характере главного героя романа, имя которого созвучно мифическому богу: Глан – Господин. Поэтому и называется произведение именно так – “Господин”.
Одним из характерных признаков модернизма, который, начиная с конца XIX столетия, играл доминирующую роль в литературе и искусстве, было современное повествование античных мифов. Художники и писатели-модернисты часто обращались к сюжетам культурного достояния человечества, переосмысливая их и открывая в них новые мотивы, созвучные их времени.
Один из лучших романов норвежского писателя Кнута Гамсуна, чье творчество имеет раннемодернистский характер, имеет название “Господин”.
По древнегреческой мифологии, Господин – это бог лесов, полей, отар, сын вестник богов Гермеса и нимфы Дриопы. Родился в Арпидии, на мир появился с козлиными рогами и ногами. Некоторое время жило на Олимпе, но олимпийская жизнь не пришлась ему по вкусу.
Он возвратился на землю, где мог прыгать по горам, будто молодой козел, и видеться с белыми стадами, которые паслись на душистых лугах. В горах Господин чувствовал себя настоящим хозяином.
Вечером, после охоты, он ложился на берегу ручья и играл на дудке. Пение ни одного птицы нельзя было сравнить со сладким звуком той дудки. Когда он играл, с гор сбегали призрачные нимфы и пели или, взявшись за руки, танцевали при лунном сиянии на лесных лужайках. Пастухи просыпались в своих шалашах и, молча, слушали музыку законного бога.
И будучи божеством стихийных сил, Господин мог нагонять на людей Господинику, без явных причин страх, который называли Господиническим страхом, Господиникой.
В эпоху Александра Македонского образ Господина приобрел наибольшее значение, так как именно тогда жители больших городов запылали неожиданной любовью к жизни пастухов. Идиллическая жизнь Аркадии выдавалась тогдашним нервным и утомленным людям удивительно благословенной, и, воспевая “счастливую” Аркадию, они начали напевать хвалу и Господину, как богу пастухов и их беззаботной жизни. В средневековые же века Господина считали злым духом, а его образ стал образцом для первых известных изображений черта.
В романе Кнута Гамсуна, который назван именем мифического бога, писатель подходит к человеку как к неотделимой частичке природы. Главный герой произведения лейтенант Глан, что живет в лесу со своей охотничьей собакой Эзопом, полную свободу, настоящее счастье ощущает лишь в царстве природы – в полном одиночестве, наедине с незатухающим днем северного лета, прислушиваясь к неторопливому дыханию природы. В лесу Глан может быть самим собой, там никому нет вреда от его неизысканных манер. А среди людей он чувствует себя неуютно, неловко.
Среди цивилизованных людей ему приходится напрягать все силы, чтобы вести себя надлежащих образом.
По легенде, бог лесов владел даром предсказания. Глан говорит о себе, что он умеет читать души людей. Эдварде кажется, что у лейтенанта “звериный взгляд”.
И этот взгляд весьма проникновенный, чтобы разглядеть суетливые помыслы людей, которые живут будничной бездуховной жизнью рядом с ним в рыболовецком поселке. Глану скучно среди общества, которое собирается в доме местного богача – купца Мака, среди банальных разговоров о вещах, которые не являются для него ценными.
Имя главного героя произведения недаром созвучно с именем мифического бога: Глан – Господин. Он ощущает свое родство с природой всем своим искренним сердцем. Оказавшись в лесу после вынужденного перерыва из-за простреленной ноги, Глан каждой клеточкой своего тела ощущал душу леса, плакал от любви, искренне радовался, обессилел от признательности. “Лес ты мой милый, дом мой, здравствуй!” – хотелось сказать ему.
В минуты единства с природой герой благословляет жизнь и небо, и даже своих врагов.
Тем не менее, гармония отношений Глана с миром природы была нарушена, когда он встретился с Эдвардой. Он потерял покой. Глана начало мучить одиночество, он даже клал в карман медяки и звенел ими, чтобы не было так одиноко.
В ночной тишине появляется жгучий напев дудки Господина, сплетенный из жары и мерцания света звездных ночей. Эта мелодия растравляла душу Глана и сеяла в ней беспокойство. Ему казалось, что Господин сидит на дереве, подсматривая за ним, и дерево трясется от того неслышного смеха.
Глана охватывал Господинический страх, и он блуждал лесными тропами в напрасных поисках покоя.
Мотив дисгармонии мира, который пронизывает весь роман Гамсуна, наполнил произведение меланхолией, которую не может преодолеть даже естественная любовь писателя к жизни. Роман, который начался как идиллия, как гимн красоте мира, заканчивается драматическим, преисполненным печали финалом. Могущественный Господин, требуя себе жертв, распоряжается судьбами людей.