Основателями рода Буендіа были двоюродные брат и сестра: Хосе Аркадио и Урсула. Оба знали об угрозе брака между родственниками, но Хосе Аркадио считал где глупостью. Впрочем, Урсула полтора года пыталась сохранять невинность.
Как-то было устроено петушиные бои. Петух Хосе Аркадио побеждает. Тогда побежденный Пруденсіо Агіляра начинает издеваться над соперником, ставя под сомнение его мужские способности.
Хосе Аркадио берет копье и убивает Пруденсіо. Потом начинает угрожать жене, требуя исполнить брачный долг.
В доме Хосе Аркадио
Вдоль двух лет они идут, преодолевают неприступные скалы и наконец останавливаются, основывают на берегу реки селение Макондо. Об этом Хосе Аркадио получил указания во сне.
Раз в год в поселке появляются цыгане, что привозят разные странные вещи. Хосе Аркадио начинает заниматься наукой, пытается познавать мир, познает секреты алхимии. Впрочем, это скоро надоедает ему, и человек возвращается к обычной
Вместе с соседями он обустраивает поселок, прокладывает дороги. Его жена начинает прибыльное дело: делает конфетных зверей и птиц.
Неожиданно в доме Буендіа появляется Ребекка, которая становится супругам за дочь. И вдруг в поселке начинаются разные чудеса: то на жителей нападает бессонница, то массовая потеря памяти. На помощь приходит цыган, ученый-волшебник Мелькиадес, с целебным напитком. Он предсказывает, что Макондо исчезнет, а на его месте появится блестяще город с домами из стекла. Но в этом месте не будет и следа семьи Буендіа.
Хосе Аркадио не хочет в это верить. С помощью дагеротипії он пытается зафиксировать бога, для того, чтобы доказать существование всевышнего, или наоборот – развеять. В конце он теряет разум.
Основника семьи находят прикованным к большому деревья в собственном дворе.
Первый сын Хосе Аркадио, которого был назван именем отца, унаследовал агрессивную сексуальность своего предшественника. Он тратит годы на разгульную жизнь. Второй – Ауреліано – занимается ювелирным делом. Тем временем в поселке появляется церковь, священник, коррехідор, а также заведение Катаріно. Ауреліано влюбляется в дочь коррехідора – Ремендіос.
Дочери – Ребека и Амаранта – теряют разум от итальянца Пьетро Креспи. После многочисленных сцен ревности и бурных ссор Ребекка переключает свое внимание на ” названного брата” Хосе Аркадио. Впрочем, то на это время уже женат, а вскоре умирает от пули.
Скорее всего, он пострадал от руки своей жены.
Ребекка закрывается в доме и ведет одинокую жизнь. Эгоистична и труслива Амаранта в конце жизни начинает шить себе саван, и умирает, закончив его. Ремендіос умирает от родов.
Ауреліано в отчаянии.
Тем временем отец Ремендіос со своими мошенничествами во время выборов, а также самодурство военных заставляют его стать на сторону либералов. Война закаляет его характер, но опустошает душу. Он становится председателем революционных сил, но это не удовлетворяет его, и он решает покінчини жизнь самоубийством.
Эта попытка представляется неудачной, и Ауреліано возвращается домой и начинает вести одинокую жизнь Внук Урсулы, школьный учитель, становится правителем Макондо. Он ведет себя как тиран и чиновник – значит, когда власть меняется, его убивают консерваторы.
Тем временем город расширяется. Появляется железная дорога, электричество, кинематограф, телефон. Вместе с этим в Макондо начинают проистекать иностранцы.
Когда благотворительное поселок превращается в средоточие грязи и разврата. Ауреліано начинает сожалеть, что не довел дело до конца. У него было семнадцать сыновей – все от разных женщин. Но все они погибли в один день.
Поэтому, обречен остаться самітним, он умирает у крепкого дерева во дворе.
Урсула поражена тем, что она видит. Правнуки унаследовали только родственные пороки. Правнучка Ремедиос Прекрасная, красивая девушка, но она не знает, что такое любовь, и слышит только зов свободных чувств. Ауреліано Второй брак с аристократкой Фернан – дой дель Карпіо, но много времени проводит у любовницы Петры Котес.
Xoce Аркадио Второй очень любит проводить время с французскими гетерами. Впрочем, однажды он едва не погиб, после чего нашел убежище в заброшенной комнате чародея Мелькіадеса. Там он начинает изучать магию.
Над Макондо начинается дождь, что льет в течение одиннадцати месяцев и трех дней. Люди становятся вялыми и слабыми и уже не могут сопротивляться забвению.
Урсула последние годы жизни пыталась вести борьбу с жестокой, эгоистичной Фернандою, что совершила обман и лицемерие основой семейной жизни. Сын Фернанди, что после смерти матери возвращается в город, находит в опустошенном родовом гнезде незаконнорожденного племянника Ауреліано Бабілонью. По внешним аристократическими манерами он прячет свое блудливе жизни.
Амаранта Урсула возвращается из Европы после учебы и пытается возродить Макондо. Но ее усилия оказываются напрасными. Она сближается с Ауреліано. Женщина надеется, что ребенок, которого она ждет, возродит род и избавит его от пагубных пороков. Впрочем, этот малыш, единственный, что был зачат в любви, рождается со свиным хвостом, а сама Амаранта Урсула умирает от кровотечения.
Последнего из семьи Буендіа съедают рыжие муравьи, заполонивших дом. Аурелио читает в пергаментах Мелькандеса историю семьи, и узнает, что ему не суждено выйти из комнаты, потому что город будет уничтожен ураганом в тот миг, когда он закончит читать.
Габриэль Гарсия Маркес написал сказку, где есть место и для реальных событий, и для волшебства и магии; где переплелись времена и пространства, реальность и фантазия. Но эту сказку также пронизывает мотив одиночества, мотив забвения. И эту проблему герои не могут решить.
Это словно проклятие семьи Буендіа, что передается по наследству следующим поколениям.
Но “Сто лет одиночества” – это не только рассказ о жизни одной семьи, пусть даже шестерых ее поколений. Содержание романа гораздо шире: автор пытался воспроизвести все ступени деградации общества, показать “во всей красе” те ступеньки, которые ведут к полной потере духовности и морали, и делают жизнь людей лишенным смысла. Маркес будто ставит вопрос о том, каким образом можно спасти человечество – и намеренно оставляет этот вопрос открытым, давая возможность читателю осмыслить произведение, задуматься над проблемами, освещенными в нем.