Сказка, не более как сказка, Между тем высокая трагедия… И. Н. Крамской Сказки Щедрина имеют подзаголовок “Для детей изрядного возраста”, и это говорит о том, что сказочная иносказательная форма выбрана для того, чтобы иметь возможность высказывать мысли, которые в другой форме высказывать опасно. Прикидываясь простачком, сатирик говорит о делах совсем не сказочных. В сказках писателя есть и свирепые, невежественные правители (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Дикий помещик”), и трудолюбивый народ, покорный
Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке “Пропала совесть” рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Ее выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.
Щедрин широко пользуется приемом иносказания: под видом животных и птиц изображает представителей различных общественных
Необычность сказок писателя в том, что он не предлагает читателям понятные сопоставления, а сталкивает такие стороны жизни человека и животных, которые до него никто не замечал. Иногда просто невозможно понять, о ком идет речь: “Карась – рыба смирная и к идеализму склонная”. С грустью и сочувствием говорит писатель о долготерпении народа, о его наивных политических иллюзиях. Он хочет показать, что невозможно мужику ужиться с прожорливыми щуками и медведями на воеводстве, и объяснить угнетенному народу, что тот сам является могучей и грозной силой для отпора царствующим хищникам и борьбы с ними.
К сожалению, в жизни часто побеждает зло, а не добро, и в этом истинная трагичность сказки “Карась-идеалист”, прочитав которую художник И. Крамской сказал: “Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия”. Трагическое положение закабаленного, ограбленного и бесправного народа, его каторжный труд, плоды которого достаются “пустоплясам”, показаны в сказке “Коняга”. Образ Коняги – Символ угнетенного, измученного народа, к которому автор относится с величайшим сочувствием. Именно на него возлагает он надежды на новую жизнь: “Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена?
Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге”, – уверенно пишет автор. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина вот уже более ста лет несут неумирающие идеи сатиры.
Они и сегодня читаются с большим интересом, потому что и сегодня их персонажи живут среди нас.