…Политика – понятие широкое, оно переходит без резкого разделения к околице этических проблем.
Т. Манн, из переписки. Италия.
Залитый ярким солнцем морской берег, “устеленный мягким, мелким песком, отороченный пенными рощами, на него засматриваются близкие горы”. Казалось бы, что Творец и Природа побеспокоились о том, чтобы в таком месте было приятно, уютно и радостно отдыхать. Тем не менее, рассказчик из новеллы Т. Манна “Марио и волшебник”, действие которой происходит в курортном городке Торре ди Венере, в первых же строках
Курортники сразу прочувствованы, что “здешним отношениям не хватало искренности и непринужденности”.
В столовой стирального Гранд-отеля герою в первый же вечер отказали в столике, который понравился детям, так как те уютные места держали для “наших клиентов”. Потом семью рассказчика выселили из отеля на том основании, что римская аристократка, которая жила в соседней комнате, перепугалась коклюша, которым недавно переболели дети. И хотя гостиничный врач подтвердил, “что болезнь прошла и бояться ее нет оснований”,
А когда восьмилетняя дочь “голенькая пробежала несколько метров к воде, выполоскала купальник и возвратилась назад”, ее поступок, т. е. поступок ее родителей, вызвал страшное негодование местных жителей. Они восприняли его как “неблагодарность и обидное неуважение к “Италии”, как надругательство над национальным достоинством.
В чем же причина такого душного морального климата в милом курортном городке? Новелла Т. Манна изображает то страшное время в жизни Италии. Когда к власти пришли фашисты, которые, прежде всего, насаждали национальное сознание. Идея национального превосходства захватила итальянцев.
Они “легко обижались, весьма любили демонстрировать собственное достоинство, казалось, совсем неуместно, возникала борьба национальных флагов, спора за авторитет и ранг; не столько, чтобы утихомирить детей, сколько, чтобы решительно защитить главные должности, произнести громкие слова о величии и достоинстве Италии”. Даже дети были втянуты в политику: “на пляже кишело юными патриотами – неприродное и очень гнетущее явление”.
И наиболее выразительным проявлением развращения людей фашистскими идеями стал сеанс страшного волшебника Чиполло. Этот человек, бесспорно, был наделен от природы силой влиять на психику других, завораживать на определенное время, манипулировать людьми. Вежливого юношу он заставил показать публике язык, порядочная мадам Анджольери покорно “полетела за соблазнителем, который влек ее за собой”, нескольких зрителей принудил танцевать под хлопанье нагайки. Чиполло наслаждался своей властью над людьми, которые по его приказу осуществляли поступки, которые унижают их человеческое достоинство, отрекались от своего “я”. “Зрителей ждал какой-то разврат, они будто опьянели, как бывает поздней ночью, потеряли власть над своими чувствами, способность критически оценивать влияние этого человека и твердо противостоять ему”.
Лишь один человек нашел в себе силы противостоять злым чарам Чиполло. Кельнер Марио, придя в себя после гипноза, под действием которого он принял безобразного волшебника за любимую Сильвестру, застрелил Чиполло. “Ужасный, фатальный конец. А все-таки он принес освобождение Италии”.
Томас Манн, который был очевидцем зарождения фашизма в Европе, предупреждал человечество о той опасности, что нависла над ним в 30-тые годы XX ст. Тем не менее, это предостережение, к сожалению, не потеряло своего значения с разгромом фашизма. Время от времени в разных уголках мира возникает угроза тоталитаризма.
В новелле “Марио и волшебник” писатель ярко показал губительность деления человечества на высшие и низшие расы, преступность власти “сильной” личности, которая основывается на унижении других людей. Противостоять же проявлениям тоталитаризма могут лишь люди и высоким чувством собственного достоинства, личности, которые не отреклись от своего “я”, а не толпа обезличенных существ. Для того же, чтобы народ не превратился в покорное стадо, каждый человек должен заботиться о сохранении своего неповторимого “я”, противостоять низости, злоупотреблению властью, несправедливости, жалкому подхалимству в повседневной жизни.