Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015
Лето красное
ИЮНЬ
Пришел июнь и оставил от ночи один темный час. Все тайное стало явным. Все невидимое – видимым.
Видно, как спят, смежив лепестки, цветы дневные. Как просыпаются в темной чаще ночные цветы, как испуганно приоткрывают они лепестки-ресницы и зачарованно поворачивают головки за плывущей луной.
Туман повис над рекой; сонно чмокают мокрыми губами ленивые рыбы. Тростинки вглядываются в черноту – но не дрогнет даже их отражение.
Все призрачно и невесомо:
На землю оседает белый пух тополей: как иней, как ночная пороша. И даже падающая хвоинка тревожит чуткую тишину.
А звезды тускнеют, не успев разгореться. А заря разгорается, не успев потускнеть.
Николаи Сладкое
– O чем этот рассказ (какова его тема)? Ответь кратко. Чтобы правильно ответить, перечитай первый абзац. Сосчитай, сколько в тексте использовано слов, отвечающих на вопрос как?
Это много или мало? Как ты думаешь, случайно это или нет?
Народная мудрость
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом
Кукушка приносит весточку о лете, ласточка – теплые дни.
Что летом родится, то зимой пригодится.
КУЗНЕЧИК И СКРИПОЧКА
Жил-был маленький кузнечик. Целыми днями с утра до вечера играл он на своей зеленой скрипочке. Бабочки, стрекозы, пчелы – все слетались на цветущий луг послушать чудесную музыку.
Голубые колокольчики начинали тихо звенеть и понемногу становились серебряными.
Просто чудо, что это быта за музыка!
Однажды маленький кузнечик, как всегда, играл на своей скрипочке. И надо же случиться такой беде, оступился кузнечик и с откоса упал прямо в реку.
– Давненько я не ел кузнечиков! – сказал толстый Карась, подплывая к нему. – Что-то редко стали кузнечики падать в воду.
– Не ешь меня, Карась! – взмолился Кузнечик. – Лучше давай я научу тебя на скрипке играть!
Согласился Карась. Отдал Кузнечик толстому Карасю свою любимую зеленую скрипку, а сам выбрался на бережок, грустный-прегрустный. Ах, для него просто не было жизни без музыки!
А толстый Карась целый день играл на скрипке. Играл, играл, да и не заметил, что на камешке возле воды пристроился Кот-рыболов.
Цап! – Кот лапой подцепил толстого Карася.
– Не часто бывает такой улов! – обрадовался Кот.
– Не ешь меня, Кот-рыболов! – стал просить его Карась. – Лучше давай я научу тебя играть на скрипке.
Кот согласился. Очень ему понравилось на скрипке играть. А Карась плюхнулся в воду, спрятался под старой корягой, да так и дрожал до самого утра.
А Кот присел на травку и заиграл на скрипке. Играет, играет, ничего вокруг не замечает…
…Прилетела Воробьиха.
– Что же это ты, муженек, делаешь! – сердито закричала Воробьиха. Даже перья взъерошила. – Где это видано! В гнезде дети сидят некормленые. И крыша давно прохудилась1.
Дождь пойдет, гнездо промокнет, дети простудятся. А тебе, видно, и горя мало!
Схватила Воробьиха скрипку и бросила ее в траву. А там как раз Кузнечик сидел, грустил-печалился.
Нет слов, как обрадовался Кузнечик, что вернулась к нему его зеленая скрипочка! Слетелись все знакомые бабочки и стрекозы. А колокольчики от радости зазвенели тонкими серебряными голосами.
Софья Прокофьева
1 Прохудилась – продырявилась, пришла в негодность.
– Кто радовал жителей цветущего луга чудесной музыкой? Что с ним произошло? Продолжала ли скрипка радовать окружающих в руках каждого следующего ее обладателя?
Рассмотри рисунки. Кто на них изображен? В какой последовательности?
Как ты думаешь, что произошло дальше со скрипочкой? Возьми в библиотеке книгу со сказками С. Прокофьевой и проверь себя, правильно ли ты догадался о событиях пропущенной части.
ЗАБИЯКА-ЕЖ
По тропинке лесной
Еж спешил к себе домой.
С косогора колобком
Вниз скатился кувырком
И зайчишке, вот растяпа,
Хвостик уколол и лапу.
Еж – хоть мал –
Большой нахал.
Извиняться он не стал,
А пустился без оглядки,
Засверкали только пятки.
Пробегая мимо елки,
Уколол он бок иголкой.
На весь лес как завопит:
“Ой-ей-ей, бочок болит!
Ты зачем, лесная злючка,
Растопырила колючки?
Перекрыла все пути –
Ни проехать, ни пройти!
Слева – лапа,
Справа – лапа –
Всех зверей готова
Сцапать!”
Белка над Ежом смеется
Так, что веточка трясется:
“Уколол зайчишку, Еж,
А теперь сам слезы льешь.
Поделом тебе, колючий!
Что глядишь грознее тучи?
Ты запомни мудрость, Еж,
Что посеешь, то пожнешь!”
Валерии Герланец
– Кто невежливо вел себя в лесу? Кого он обидел? Как ты понимаешь выражение “засверкали только пятки”?
Как Еж общался с Елкой? В чем ее обвинял? Что пыталась растолковать Ежу Елка?
Кто из героев стихотворения понравился тебе больше всего? Почему? Как ты понимаешь выражение “Что посеешь, то пожнешь”?
Оно касается только сбора урожая?
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый.
Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав их в кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Михаил Пришвин
– Ты представил то, о чем рассказал М. Пришвин? Какие иллюстрации ты сделал бы к этому рассказу? Опиши их.
Найди то место в рассказе, где об одуванчиках говорится, как о живых существах.
Опиши места, в которых происходят события, описанные в произведениях раздела “Лето красное!” Какие образные выражения ты для этого используешь? Нарисуй карту летних путешествий и обозначь на ней все описанные в произведениях места.
Какие еще места, по-твоему, заслуживают того, чтобы написать о них? Попробуй рассказать о них самостоятельно.