Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) – ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

… вступайте смело В священные поэзии пределы!

Как хорошо, как ясно и светло Сияет многоцветное отекло!

Здесь новый свет откроется для вас. Все возвышает дух, пленяет глаз.

Иоганн Вольфганг Гете, немецкий поэт-философ

Читая страницы этого раздела, вы сможете:

U насладиться поэзией Александра Пушкина и Михаила Лермонтова;

U раскрыть поэтические образы и картины в прочитанных произведениях;

U узнать, что такое стихотворный размер и какие бывают двусложные размеры стиха;

U

понять, что называют строфой;

U потренироваться в выразительности чтения поэзии

Вспомните, какие сведения из жизни А. С. Пушкина вам уже известны.

Есть ли у вас любимые произведения, созданные А. С. Пушкиным? Расскажите о них.

Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837)

Есть имена, как солнце! Имена –

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена!

Игорь Северянин, русский поэт начала XX века

ЛИЦЕЙСКИЕ ГОДЫ ВЕЛИКОГО ПОЭТА

Пушкин! Слово, которое стало обозначением чего – то великого и грандиозного, без чего трудно представить жизнь современного

образованного человека, “Солнце нашей поэзии – Солнце!” – эти слова одного из современников А. С. Пушкина литератора Александра Одоевского навсегда вошли в наши сердца.

Перелистаем несколько страниц биографии поэта… Воспитание детей в семействе Пушкиных ничем не отличалось от общепринятой тогда системы. Родители будущего поэта – Сергей Львович и Надежда Осиповна – занимались детьми мало.

Как и во всех хороших домах того времени, о воспитанниках заботились учителя и няньки. Любимая няня Пушкиных Арина Родионовна Яковлева благодаря своей доброте и природному уму стала родной для всех детей в этой семье. Нежность и любовь к своей няне Александр Сергеевич сохранил на всю жизнь.

Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворством строгостью оставили в сердце поэта самые теплые и родственные воспоминания.

Но, безусловно, главным событием в жизни юного Пушкина, предопределившим всю его дальнейшую судьбу, стало зачисление его в Царскосельский Императорский лицей, открывшийся 19 октября 1811 года. Это было лучшее учебное заведение для мальчиков из родовитых дворянских семей. Отличавшийся необыкновенной начитанностью и хорошей памятью, двенадцати летний Пушкин без особого труда сдал вступительный экзамен и был зачислен вместе с тридцатью мальчиками – вашими ровесниками.

В лицее будущий поэт встретил лучших своих друзей – Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера.

Юные лицеисты обучались точным наукам, языкам и даже искусству стихосложения. Иван Пущин вспоминал, что однажды на одном из таких уроков учитель дал задание описать розу стихами, и если “наши стихи вообще не клеились, то Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили”.

Именно в лицее после дебюта1 со стихотворением “К другу стихотворцу” в журнале “Вестник Европы” в 1814 году А. С. Пушкин впервые приобрел известность. Это было время поэтической учебы у известных литераторов, ведь сюда приезжали лучшие поэты того времени – Василий Андреевич Жуковский, Евгений Абрамович Баратынский, Петр Андреевич Вяземский и другие. В Царском Селе началось общение юного Пушкина с Николаем Михайловичем Карамзиным. Великий историк и писатель пожелал ему: “Пари, как орел, но не останавливайся в полете!” Здесь, в лицее, состоялась встреча со знаменитым поэтом Гавриилом Романовичем Державиным.

Сам А. С. Пушкин спустя годы так вспоминал об этом: “Державина видел только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал.

Державин был: в восхищении; он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли…”

Шесть лет, проведенные в лицее, навсегда остались для поэта самыми светлыми:

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы, ним целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

После окончания лицея в 1817 году, поступив на службу, А. С. Пушкин занимается активной литературной деятельностью. Самые обыкновенные картины под пером поэта превращаются в прекрасные творения.

1 Дебют – первое выступление

В 1820 году выходит из печати поэма “Руслам и Людмила”, которая принесла ему мгновенную славу.

Между тем судьба уже готовила А. С. Пушкину первые испытания…

1.Расскажите, что вам известно о лицейских годах поэта.

2. Какие события из жизни А. С. Пушкина имели особое значение в его судьбе?

3. Какие произведения А. С. Пушкина вы уже знаете? Расскажите о них.

Из тайников искусства слова

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА. ПОНЯТИЕ О СТРОФЕ

Вы, конечно, хорошо знаете, что упорядоченность и соразмерность стихотворной речи достигается благодаря ритму и рифме.

Напомним: ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке; рифма – звуковые совпадения, созвучия в конце строк.

Возможно, вы также замечали, что во многих стихотворениях одинаково расположены ударные и безударные слоги, что создает особую музыкальность речи.

В зависимости от количества слогов и места ударения в стихе определяется стихотворный размер (порядок чередования слогов в поэтической строке). Чтобы выяснить, каким размером написало то или иное стихотворение, нужно прежде всего расставить в нем ударения. Рассмотрим, как в произведении А. С. Пушкина чередуются ударные и безударные слоги.

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка3 снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие последующие четные слоги, называется ямбом.

Вместе с тем следует заметить, что часто встречаются пропуски ударений на положенном месте (пиррихии). Это способствует разнообразию ритма в поэзии.

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечетные слоги, называется хореем.

Но нельзя не увидеть, что в некоторых строчках есть отступление от схемы. “Чистые” двусложные размеры можно встретить очень редко.

Нетрудно заметить, что в каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов: первый безударный

Поэтические строки в стихотворении объединяются в строфы.

Строфа, – группа строк (стихов) с определенным повторяющимся расположением рифм.

Характерный пример широко распространенной строфы мы находим в стихотворении А. С. Пушкина “Узник”:

Мы вольные птицы: пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…

Строки, составляющие строфу, при чтении отделяются друг от друга паузой.

1. Какие стихотворные размеры называют двусложными?

2. Расскажите, какие вы знаете двусложные размеры стихов.

3. Объясните, что такое строфа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) – ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ