“Я знал одной лишь думы власть…” (по поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтова)

Лермонтовское время, то есть 30-е годы ХIХ века, называют “тихим житьем”, “смирным временем”. Покорность и смирение снаружи и глухая удушливая неподвижность изнутри являлись страшными признаками эпохи. Правительство, напуганное выступлением декабристов, жестоко преследовало даже легкий намек на инакомыслие, слова “свобода” и “вольность” стали крамольными. Своей поэзией, беспокойной и мятежной, Лермонтов борется за человека, его достоинство, за право быть свободным. Его любимый герой – это гордая и смелая, мятежная

и протестующая личность, которая стремится к борьбе, к действию.

Изображение такой личности является основной темой его поэмы “Мцыри”. “Мцыри” – поэма с одним героем. Исповедь Мцыри – главная часть поэмы, в которой раскрывается духовный мир героя. Это юноша гордый, дикий, с “могучим духом его отцов”.

Он пуглив и бесстрашен, хрупок и болезнен, как “в тюрьме воспитанный цветок”. С детских лет он живет в монастыре, но помнит свой аул. Им владеет “одной лишь думы власть” – вернуться в тот мир “тревог и битв”, “где люди вольны, как орлы”. Мцыри мечтает о свободе, о воле. Только

дни, проведенные за стенами монастыря, он считает настоящей жизнью.

Юноша полон презрения к опасности и проявляет мужество, когда встречает могучего барса – его “сердце вдруг зажглося жаждою борьбы”. Он говорит о себе с гордостью: … я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Природа в понимании Мцыри – это воплощение воли, неисчерпаемой силы и красоты – всего, чего не было в “сумрачных стенах” монастыря, “в душных кельях” монахов и к чему так сильно и пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Тихое утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой.

Картина, открывшаяся перед ним, захватывает его, зовет к слиянию с природой: …снова я к земле припал И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам; Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели О тайнах неба и земли. Ярко раскрывает характер непокорного Мцыри метафора “пламень”. Этот пламень жил в его груди с юных лет. Он дает себе клятву: свою “пылающую грудь прижать с тоской к груди родной”.

При встрече с барсом сердце юноши “зажглося жаждою борьбы”. Общение с природой помогает Мцыри, облегчает его гнетущее чувство тоски по родине. Рассказывая о своем душевном состоянии, он прибегает к сравнениям: деревья шумят “свежею толпой, как братья в пляске круговой”; сам он, “как брат, обняться с бурей был бы рад”.

Кажется, что ему понятен язык потока, который “шумел, и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился”. Мцыри потерпел неудачу, он не смог достичь своей цели – найти родину, своих родных. “На мне печать свою тюрьма оставила”, – так он объясняет причину своей неудачи. Но дух его не сломлен. С тоской прощается он с жизнью, но последние мысли юноши о родине, он просит похоронить его в том месте сада, откуда виден Кавказ: “Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет”. Современниками М. Ю. Лермонтова образ Мцыри воспринимался как призыв к свободе.

Монастырь, ставший для Мцыри “тюрьмой” и “пленом”, осмысливается как символ общества, в. котором отсутствует свобода. В образе родной стороны, который неотступно преследует Мцыри, заключаются не только мысли пленного юноши о его родине, но и представление об идеале: о прекрасной, гармоничной и пока еще недоступной людям жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

“Я знал одной лишь думы власть…” (по поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтова)