ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ – ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Культурой называют все то, что человечество создало за время своего существования: дома, храмы, дворцы, картины, музыку, книга и многое другое. Человечество состоит из отдельных людей. Все, что ребенок узнает в семье, школе, в общении со сверстниками и взрослыми, все, что он делает, создает, читает, составляет его культуру. Как малые ручейки питают большие реки, которые затем сливаются в Мировой океан, так культурные достижения каждого человека формируют и развивают мировую

культуру.

Огромное значение в этом процессе принадлежит художественной литературе.

Литература отражает систему общечеловеческих ценностей, в которой четко обозначены добро и зло, красота и уродство, хорошее и плохое и т. д. Чтение литературных произведений способствует расширению и приумножению наших знаний о разных временах и странах, о людях и народах, развивает наш ум и чувства, учит воспринимать прекрасное.

В пятом классе вы усвоили, что художественная литература, как и изобразительное искусство (в частности, живопись, графика, скульптура), архитектура, музыка, хореография, театр и др., является видом

искусства. Произведения разных видов искусства похожи тем, что в них всегда есть художественный образ – реальное явление жизни или вымышленное, состояние природы или человека, наполненное чувствами и мыслями автора. Но создаются художественные образы различными средствами, именно этим один вид искусства отличается от другого.

Например, живописец использует краски, график – карандаш, музыкант – звуки, писатель – слова. Русский поэт Давид Самойлов свое восприятие осени выразил в таких строчках:

Красиво падала листва.

Красиво плыли пароходы.

Стояли ясные погоды.

И праздничные торжества

Справлял сентябрь первоначальный,

Задумчивый, но не печальный.

На ту же тему художник Василий Поленов написал картину “Золотая осень”.

Поэт и живописец восприняли одно и то же время года, исходя из особенностей своего таланта и жизненного опыта. Поэтому их произведения отличаются.

Творцы художественной литературы – это писатели, создающие произведения разных жанров. Литературу часто называют искусством слова, а писателей – мастерами слова. От таланта и мастерства писателя зависит восприятие читателями его литературного труда.

Чтение художественного произведения – это, прежде всего внимание к событиям и сопереженивание героям, познавательный интерес к тому, чем закончится то или иное действие, как поведут себя персонажи.

Произведения искусства способны изменить нас к лучшему. Картине, спектаклю нужен зритель, концерту – слушатель, книге – читатель. Совсем не просто освоить созданное, скажем, писателем. Чтение требует от нас определенных усилий. Разные люди, читая одно и то же произведение, обращают внимание на разных героев, подмечают разные детали и открывают в произведении что-то новое именно для себя.

Поэтому в современной культуре читателя считают в определенной степени соавтором писателя.

В цивилизации Древнего Востока и Средиземноморья литература существовала б виде священных книг: Веды, Авеста, Библия. Такие книги были рукописными, а собственно литературу составляли комментарии или отсылки к священным книгам.

Художественная литература как результат писательского творчества возникла в Древней Греции. Там сформировалась сначала устная словесность – например, поэмы древнегреческого поэта Гомера “Илиада” и “Одиссея” были записаны намного позже их создания автором.

Теория литературы

Развитие понятия о художественной литературе

Художественная литература – это вид искусства, отражающий жизнь с помощью слова, письменного или устного. Вместе с другими видами искусства – музыкой, архитектурой, театром, изобразительным искусством – художественная литература является важной частью мировой культуры.

Главным признаком любого произведения искусства считается образность. Она создается с помощью художественного образа – реального явления жизни либо вымышленного, состояния природы или человека, наполненного чувствами и мыслями автора.

Художественную литературу называют еще искусством слова, потому что писатель создает произведение с помощью искусного владения словом. Слово обладает способностью передавать одновременно звук, цвет, форму, чувства, мысли, действия и т. п. Поэтому считают, что литературное произведение может содержать элементы других видов искусства – музыки, театра, архитектуры, живописи и др.

Вопросы и задания

1. Расскажите о роли художественной литературы в развитии культуры человека.

2. Назовите известные вам виды искусства. Объясните, чем литература отличается от других видов искусств.

3. Составьте рассуждение о взаимоотношениях писателя, его произведения и читателя.

4. Сравните художественные произведения об осени поэта Д. Самойлова и художника В. Поленова. Что у них общего? Чем они отличаются?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ – ВВЕДЕНИЕ